Американские истребители F-35 будут обслуживаться по-новому. Корпус морской пехоты США начал внедрение новой логистической системы ODIN для истребителей F-35.
Авиационная база Корпуса морской пехоты Юма (штат Аризона) стала первым подразделением, получившим начальный комплект оборудования, необходимого для поддержки Интегрированной сети оперативных данных (ODIN, Operational Data Integrated Network). Эта система заменит использующуюся сейчас систему ALIS (Autonomic Logistics Information System).
Одна из особенностей новых истребителей F-35 — высокий уровень автоматизации и компьютеризации. Так, во время полёта специальные датчики и подсистемы самолёта отслеживают данные о работе всех его узлов, агрегатов и электронных систем, вычисляя их выработку и оставшийся ресурс. Эта система контроля получила название ALIS.
Система ALIS была разработана вместе с самолётом в начале 2000-х годов. Некоторые технологии, использованные для его создания, теперь устарели, что привело к созданию системы, которая является «неуклюжей, тяжёлой и медленной по нынешним стандартам».
В процессе эксплуатации ALIS зарекомендовал себя не лучшим образом — именно с работой этой системы связывают срывы сроков технического обслуживания истребителей. Кроме того, иностранные заказчики самолётов обеспокоились потенциальной возможностью утечки информации, которая может составлять военную тайну.
В январе текущего года стало известно, что вместо доработки ALIS компания Lockheed Martin переключится на разработку новой системы ODIN. Она уже начала разворачиваться, а финальный переход планируется завершить к 2022 году. По словам техников, которые уже получили новые комплекты оборудования, ODIN занимает значительно меньше места. Вместо стойки с техникой общей массой свыше 300 кг, они получили «две небольшие коробки» весом менее 60 кг, передача данных через которые ведется значительно быстрее.