Ту-334

Ту-334 – российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в 1990-х годах в КБ Туполева.


История создания

В 1985 г. Министерства авиационной промышленности и гражданской авиации СССР выработали предложения по проекту 100-местного ближнемагистрального самолета, предназначенного для замены самолетов Ту-134. Для ускорения сертификации и подготовки производства нового самолёта он должен был быть максимально унифицирован с Ту-204. В 1986 г. ОКБ Туполева получило техническое задание на разработку.

Созданная в ОКБ группа проработала несколько вариантов и выбрала в качестве окончательной схему с двумя двигателями по бокам хвостовой части фюзеляжа. Самолет, получивший обозначение Ту-334, исследовался в двух вариантах: с ТРДД Д-436Т и винтовентиляторными двигателями (ТВВД) Д-227 с многолопастными соосными толкающими винтами. Окончательно было решено использовать двигатели Д-436Т.

Испытания и производство

Согласно первоначальному графику работ, летные испытания самолета должны были начаться в середине 1991 г., а в 1995 г. — его эксплуатация. Однако финансовые трудности и концентрация усилий на программе самолета Ту-204 привели к существенным задержкам. Первый опытный самолет Ту-334 был построен на опытном заводе "Опыт" в конце 1993 г. и в начале следующего года был доставлен в ЛИИ им. Громова. В августе 1995 г. во время авиационно-космической выставки "МАКС-95" состоялась его официальная презентация.

Прототип Ту-334 совершил первый полёт 8 февраля 1999 года в 12:50 по московскому времени под командованием А. Н. Солдатенкова и был впоследствии показан на нескольких авиационных выставках. Было изготовлено два лётных образца самолёта.

В 2003 году был представлен базовый вариант Ту-334-100 для серийного производства. 30 декабря 2003 года Ту-334-100 получил Сертификат типа СТ231-Ту-334-100.

В 2005 году был проведён ряд испытаний для расширения ожидаемых условий эксплуатации. В результате выполненных работ к Сертификату типа была получена карта данных издания № 2, подтверждающая возможность эксплуатации самолёта без ограничений практически во всех регионах мира.

В 2005 году производство Ту-334 перенесено на КАПО им. С. П. Горбунова в городе Казани.

На середину 2007 года собрано в общей сложности пять планеров (в том числе два для проведения статических и ресурсных испытаний и два лётных экземпляра).

По ряду причин серийное производство самолёта организовано не было. Несмотря на поддержку самолета общественностью, предпочтение было отдано проекту Sukhoi Superjet 100.


Конструкция

Аэродинамическая схема представляет собой двухмоторный низкоплан с задним расположением турбореактивных двигателей, со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. В конструкции планера широко используются композиционные материалы.

Фюзеляж

Фюзеляж Ту-334 имеет такое же поперечное сечение, как и Ту-204, с которым Ту-334 унифицирован на 60 %, но имеет меньшую длину.

Силовая установка

Силовая установка — два ТРДД Д-436Т1, выполненных по трёхвальной схеме. Вспомогательная силовая установка — ТА-12-60.

Шасси

Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Задействована электродистанционная тормозная система с автоматическим переключением её на форсированный режим остановки самолёта при прерванном взлёте. Небольшая высота опор шасси обеспечивает легкий доступ с земли практически ко всем агрегатам и системам.

Техническое оснащение

Самолет оснащен цифровым комплексом авионики и электродистанционной системой управления. Система управления обеспечивает штурвальное управление самолётом пилотами и автоматическое управление полётом по сигналам ВСУПТ.

На самолёте установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования, обеспечивающий ручной или автоматический ввод начальных данных полёта, автоматизированный выбор плана полёта, автоматическое самолётовождение по запрограммированному маршруту и в районе аэродрома, директорное управление боковым и продольным движением самолёта, автоматический и директорный заход на посадку и автоматическую посадку, предупреждение о приближении и достижении контролируемыми параметрами полёта границ эксплуатационных допусков.


Модификации

Ту-334-100 – базовая модификация с двигателем Д-436Т1.

Ту-334-100Д – проект с удлинённым фюзеляжем, крылом увеличенного размаха и площади, с двигателями Д-436Т2 и увеличенной дальностью полёта.

Ту-334-100С – проект грузовой модификации Ту-334-100.

Ту-334-120 – проект Ту-334-100 с двигателем BR710-48.

Ту-334-120Д – проект Ту-334-100 с двигателем BR715-56.

Ту-334-200 – проект с удлинённым фюзеляжем, крылом увеличенного размаха и площади, с двигателями Д-436Т2 и увеличенной дальностью полёта.


Лётно-технические характеристики

Технические характеристики

Экипаж: 3

Пассажировместимость: 102

Длина: 31,26 м

Размах крыла: 29,77 м

Высота: 9,38 м

Площадь крыла: 83 м2

Профиль крыла: сверхкритический

Масса снаряжённого: 28 900 кг

Максимальная взлётная масса: 47 900 кг

Масса топлива во внутренних баках: 10 100 кг

Силовая установка: 2 × ТРДД Д-436Т1

Тяга: 2 × 7500 кгс

Вспомогательная силовая установка: 1 × ТА18-100

Лётные характеристики

Крейсерская скорость: 820 км/ч

Практическая дальность: 3150 км

Практический потолок: 11 100 м

Длина разбега: 1900 м

Длина пробега: 1000 м