Ту-154 – советский трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для авиалиний средней протяжённости, разработанный в 1960-х годах в СССР в ОКБ Туполева.
История создания
В 1963 г. в ОКБ Туполева начались исследования проекта среднемагистрального самолета, который по своим летным качествам мог бы совмещать в себе скорость полета самолета Ту-104, дальность — Ил-18 и взлетно-посадочные характеристики самолета Ан-10, для замены которых он предназначался. В конкурсе также участвовал проект ОКБ Ильюшина Ил-72, который не получил дальнейшего развития. В ОКБ Туполева ставилась задача создать современный пассажирский самолёт, не уступающий по своим параметрам созданному в то время американскому Boeing 727.
Постройка опытного самолета была завершена в начале 1966 г., и о нем впервые было сказано в печати. Первый полет был выполнен 3 октября 1968 г. Опытные самолеты были оснащены ТРДД НК-2-8 тягой по 9500 кгс.
В 1969 году лайнер продемонстрировали на международном авиасалоне Ле-Бурже. В течение почти двух лет основная программа испытаний была завершена и в 1970 году было принято решение о начале серийного производства на Куйбышевском авиационном заводе № 18.
Развитием базового Ту- 154 стал Ту-154А, отличавшийся более мощными двигателями НК-8-2У и дополнительным топливным баком в центроплане, который можно было использовать только на земле. Были также добавлены аварийные выходы и улучшены аэродинамические свойства крыла.
Первая машина поставлена в апреле 1974 года, а в середине 1975 года Ту-154А вышли на линии.
В период с 1975-го по 1981 годы самолёт модернизировался, взлётная масса была увеличена с 94 до 98 тонн. Изменения коснулись планёра, крыла, состава оборудования, увеличения пассажировместимости. Новая модификация получила наименование Ту-154Б. Впоследствии под эту конфигурацию доработали все самолёты первых серий. Всего было построено 382 самолёта.
Ту-154М
В 1984 году в серийное производство поступил Ту-154М - глубоко модернизированная новая версия. Наиболее важным отличием стало использование двухконтурных двигателей Д-З0КУ-154, более экономичных, чем применявшиеся ранее НК-8. Этот самолет продавался во многие страны вплоть до окончания холодной войны, после чего авиакомпаниям стали доступны лайнеры с еще лучшей топливной эффективностью.
Производство и эксплуатация
В мае 1971 года первые самолёты начали использоваться для перевозки почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды.
Первый регулярный пассажирский рейс по маршруту Москва – Минеральные Воды Ту-154 совершил 9 февраля 1972 года. Первый международный рейс состоялся 1 августа 1972 года в Прагу.
Различные варианты Ту-154 поставлялись авиакомпаниям дружественных СССР стран, в том числе Balkan, Cubana, Malev, Tarom, LOT, CSA, Syrianair, СААС и никарагуанской Aeronica. Среди последних операторов можно упомянуть иранские компании Iran Air Tours и Kish Air, постоянно использующие Ту-154, взятые в аренду у российских компаний.
С середины 2000-х годов авиакомпании начали постепенный вывод Ту-154 из эксплуатации начали заменять его на более современные аналоги: Boeing 737 поздних модификаций и Airbus A320. Основной причиной отказа от этого типа самолёта является не столько выработка ресурса и качества самолёта, сколько низкая топливная эффективность двигателей НК-8 и Д-30КУ (расход авиатоплива у Д-30 почти в 1,4 раза больше, чем у основного двигателя, использующегося на современных западных самолётах — CFM56). Ту-154 проектировали в 1960-х годах, когда при плановой экономике цена авиатоплива не являлась определяющим фактором.
В 2008-09 годах эксплуатацию Ту-154 на регулярных рейсах прекратили S7 Airlines, Россия и Аэрофлот. 16 октября 2011 года эксплуатацию Ту-154 прекратила авиакомпания Уральские авиалинии.
С 1998-го по 2013 годы велось мелкосерийное производство самолётов Ту-154М на самарском заводе «Авиакор». В феврале 2013 года серийное производство Ту-154 было прекращено.
Модификации Ту-154 стали самыми массовыми самолётами в СССР в середине 1980-х годов. На этих самолётах выполнялась значительная доля авиаперевозок пассажиров в СССР. Ту-154 летали во многие аэропорты СССР, а также аэропорты более 80 городов мира.
Конструкция
Самолет Ту-154 был создан по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением с переставным стабилизатором.
Крыло
Трехлонжеронное крыло кессонной конструкции было относительно большой площади и отличалось высокой степенью механизации - имелись предкрылки, трехщелевые закрылки и интерцепторы. Это позволило получить умеренные скорости взлета и посадки, при возможности совершать крейсерский полет на высотах 11 - 12 км для уменьшения крейсерского расхода топлива. Стабилизатор и предкрылки имеют электропривод, а закрылки и интерцепторы - гидропривод. Обогрев передних кромок крыла и хвостового оперения осуществлялся при помощи теплого воздуха, а закрылков - при помощи электрической системы обогрева.
Шасси
Шасси - трёхопорное, основные стойки с шестиколесными тележками и дисковыми тормозами колес, убирались в специальные гондолы на крыле. Носовая опора – двухколесная, поворотная. С модификации Ту-154М, а также некоторых Ту-154Б-2 специального назначения, тормоза получили электрические вентиляторы охлаждения.
Силовая установка
Силовая установка состоит из трёх ТРДД НК-8-2 (У) конструкции ОКБ-276 Николая Дмитриевича Кузнецова. На модификации Ту-154М они заменены двигателями Д-30КУ-154-II конструкции ОКБ Соловьёва. Ту-154 стал первым самолетом марки ОКБ Туполева, на котором была установлена вспомогательная силовая установка (ВСУ).
Кабина экипажа
Первоначально Ту-154 планировался к эксплуатации трёхчленным экипажем, в составе КВС, второго пилота и бортинженера. В дальнейшем, после ряда неприятных инцидентов с потерей ориентировки, пришлось вводить в экипаж штурмана.
При необходимости, в кабине может разместиться пятый член экипажа, например — инспектор. Также на некоторых машинах, в том числе всех ведомственных, по левому борту оборудовано рабочее место бортрадиста.
Модификации
Ту-154 – базовая модификация самолёта. Производился в 1968—1969 годах.
Ту-154А – на модификации в центроплане установлены дополнительные топливные баки, добавлены аварийные выходы. Был оснащён усовершенствованными до версии НК-8-2У двигателями с большей степенью двухконтурности.
Ту-154Б – вариант с усиленной конструкцией крыла, в фюзеляже установлен дополнительный топливный бак, также добавлены аварийные выходы в хвосте.
Ту-154Б-1 – модификация Ту-154Б с усовершенствованной топливной системой, авионикой, системой воздушного кондиционирования, а также шасси.
Ту-154Б-2 – модификация Ту-154Б-1 эконом-класса под 180 пассажиров, с усовершенствованной автоматической бортовой системой управления (АБСУ-154-2). Многие Ту-154Б-1 были доведены до этой версии позднее.
Ту-154ЛЛ – пять летающих лабораторий, переоборудованных по программе многоразового космического челнока «Буран». Всего по программе «Буран» на Ту-154ЛЛ было выполнено около 200 полётов.
Ту-154М – глубокая модернизация Ту-154Б-2.
Ту-154М2 – проект двухдвигательной версии Ту-154М конца 1990-х годов. Ни один самолёт произведён не был.
Ту-154М-100 – усовершенствованная версия Ту-154М.
Ту-154М-ОН – проект самолёта, предназначенного для работ по программе «Открытого неба».
Ту-154М-ЛК-1 – самолёт-лаборатория для РГНИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина. Установлена РЛС бокового обзора «Ронсар», созданная в НИИ «Кулон». Выполняются полёты по программе «Открытого неба».
Ту-154С – транспортный самолёт на базе пассажирского Ту-154Б.
Ту-155/156 – экспериментальные варианты с двигателями, работающими на водороде и метане.
Технические характеристики
Экипаж, человек: 4
Длина, м: 47,9
Размах крыла, м: 37,55
Высота, м: 11,4
Площадь крыла, м2: 201,45
Масса пустого, т: 50,8
Крейсерская скорость, км/ч: 900
Практическая дальность, км: 6600
Практический потолок, м: 12 000
Полезная нагрузка: 160 пассажиров или 17 т груза