Ту-134

Ту-134 — советский пассажирский самолёт с двумя турбореактивными двигателями для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ Туполева.


История создания

В 1960 году французы продемонстрировали Н. С. Хрущёву свой самолет SE-210 “Каравелла”, который по параметрам шума и вибрации в кабине превосходил самолеты Ту-104 и Ту-124. После этого события 1 августа 1960 было принято постановление Совета министров СССР о создании пассажирского самолета Ту-124А. Ту-134 не проектировался как новый самолёт, а представляет глубокую модификацию Ту-124 с новым размещением ТРДД в хвостовой части фюзеляжа Ту-124. У самолёта удлинили фюзеляж, перенесли двигатели в хвостовую часть, а также заменили оперение на Т-образное. Проект под обозначением Ту-124А был разработан в 1961 году.

Испытания

Первый полет опытного самолета состоялся 29 июля 1963 г.

29 сентября 1964 года, после выполнения 100-го испытательного полета, обозначение новой машины изменили на Ту-134. К тому времени в испытаниях принимали участие уже несколько прототипов. В это же время было прекращено производство Ту-124.


Производство и эксплуатация

Серийный выпуск самолетов начался в 1966 году. Хотя летные испытания прошли без особых проблем, эксплуатация Ту-134 началась лишь в 1967 году. К тому времени в конструкцию самолета внесли множество изменений.

В 1968 году самолет получил международный сертификат на соответствие мировым нормам, в том числе и по шуму. В том же году были подписаны экспортные заказы с восточногерманской авиакомпанией Interflug, болгарской Balkan, польской LOT, венгерской Malev и югославской Aviogenex. Позднее все эти операторы также заказывали Ту-134А, а lnterflug заменила 20 самолетов ранней модификации удлиненными машинами. Еще одним покупателем Ту-134А стала чехословацкая авиакомпания CSA, получившая 13 самолетов. Ту-134 стал самым популярным авиалайнером в Восточной Европе.

В 1970 году была разработана модификация Ту-134А с удлиненным фюзеляжем. На самолётах, предназначенных для экспорта, отказались от штурмана и установили РЛС.

В 1980 году начался выпуск самолёта Ту-134Б. На этой модификации от штурмана отказались окончательно.

В ходе эксплуатации самолеты постоянно оснащались новым радиоэлектронным оборудованием, хотя оно всегда оставалось довольно простым по конструкции.

Производство Ту-134 продолжалось до 1984 года. Было выпущено 852 самолета этого типа, большая часть которых долгие годы была основой парка ближнемагистральных лайнеров Аэрофлота. Более 100 самолетов было продано за рубеж, из них 56 – европейским авиакомпаниям.

Последний пассажирский рейс борта Ту-134, (Ту-134Б-3, бортовой номер RA-65693 1980 года выпуска), был выполнен 21 мая 2019 года авиакомпанией Алроса по маршруту Иркутск — Мирный.


Конструкция

Ту-134 выполнен по схеме цельнометаллического свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом, размещёнными в хвостовой части фюзеляжа двумя двигателями Д-30 различных серий.

Фюзеляж круглого сечения, с силовым набором из шпангоутов и стрингеров и гладкой работающей обшивкой, состоит из носовой, средней и хвостовой частей. Носовая и средняя части представляют собой единую гермокабину, в которой размещаются экипаж, пассажиры, багаж, буфет, гардероб, туалет.

Носовая часть

Третий самолет, поставленный Aviogenex, отличался от предыдущих Ту-134 носовым обтекателем радара, вместо прежней остекленной носовой части, с установленным под ней обтекателем РЛС. Подобный вариант конструкции предлагался в виде опции для использования на Ту-134 и Ту-134А.

Крыло

Крыло самолёта состоит из центроплана, двух средних и двух отъемных частей. Силовым элементом крыла является кессон. Силовой набор крыла состоит из лонжеронов, стрингеров и нервюр. Кессоны двух средних и двух отъемных частей являются топливными баками. На средних частях находятся интерцепторы, закрылки, гондолы и основные стойки шасси. На отъемных располагаются разрезные элероны.

Силовая установка

Двигатели установлены в хвостовой части фюзеляжа в гондолах, развёрнутых относительно оси фюзеляжа на 4 градуса. На Ту-134 устанавливались двигатели Д-30 1-й серии без реверса, с электрическим запуском от двух стартер-генераторов СТГ-18МО. Серийные Ту-134А оснащались турбореактивными двухконтурными двигателями конструкции Соловьёва Д-30 2-й серии. Двигатели Д-30, созданные коллективом под руководством П. А. Соловьева, просты в эксплуатации, имеют относительно небольшую массу благодаря широкому применению в конструкции алюминиевых и титановых сплавов.

Шасси

Из-за увеличения массы самолета шасси усилены. Основные опоры шасси полностью убираются в специальные гондолы, смонтированные на крыле. Более мощные тормоза колес сделали необязательным использование при посадке тормозного парашюта.

Бортовое оборудование

На оригинальных Ту- 134 был установлен метеорадар РО3-1 в обтекателе под носовой частью, навигационная система НАС-1А6, система слепой посадки БСУ-3П и автопилот АП-6ЕМ-3П. На Ту-134А установили навигационно-посадочную систему Курс МП-3, автопилот СП-50, систему радионавигации. Радар заменили на РОЗ-1 и установили допплеровские измерители скорости и сноса ДИСС-О13.


Модификации

Ту-134 – базовая проектная модификация с застеклённым носом.

Ту-134А – первая серийная модификация. Самолёт выпускался с апреля 1970 года до 1980 года.

Ту-134Б – модернизированный Ту-134А. Снижена масса пустого самолёта, добавлены большие задние аварийные выходы, экипаж сократился до 3 человек, разработана новая компоновка салона, грузового отсека и подсобных помещений, пассажировместимость увеличилась до 80 мест. Серийное производство началось в марте 1980 года.

Помимо основных вышеперечисленных модификаций, выпускались модернизированные Ту-134 для различных нужд – грузовые, тренажеры для обучения экипажей, летающие лаборатории, сельскохозяйственные.


Технические характеристики

Экипаж, человек: 3

Длина, м: 38,45

Размах крыла, м: 29

Высота, м: 9,02

Площадь крыла, м2: 127,3

Масса пустого, т: 28,5

Крейсерская скорость, км/ч: 890

Практическая дальность, км: 3750

Практический потолок, м: 11 900

Полезная нагрузка: 80 пассажиров или 9 т груза