Ту-124 – советский пассажирский самолёт для авиалиний малой протяжённости.
История создания
Проект разрабатывался как уменьшенный Ту-104. Они схожи внешне, но различаются исполнением некоторых агрегатов. Ту-124 — переходный от первого поколения пассажирских авиалайнеров ко второму.
Проектные работы по Ту-124 были начаты в 1957 году, самолет предназначался для замены Ли-2 и Ил-14, которые эксплуатировались на линиях «Аэрофлота». Предполагалось также, что новый самолёт «закроет» все линии, связывающие Москву с крупными городами, время полета до которых не превышает одного часа.
Работы по созданию самолёта возглавил Дмитрий Марков, предложивший новое крыло с двухщелевыми закрылками, а также новые четырехколесные основные опоры шасси и подфюзеляжный щиток, располагавшийся на центроплане и выполнявший роль вспомогательного тормоза.
Первый прототип, построенный заводом № 156, поднялся в воздух в Жуковском 24 марта 1960 года. Государственные совместные испытания Ту-124 прошел быстро, после чего началось серийное производство на заводе № 135 в Харькове.
Эксплуатация
Первый регулярный рейс Ту-124 осуществил 2 октября 1962 года по маршруту Москва — Таллин. Эксплуатировался авиалайнер в основном в Европейской части СССР, хотя выполнялись полеты и на международных линиях – в Хельсинки, Варшаву и Стокгольм, а с 1965 года – в Белград.
Со стороны иностранных заказчиков Ту-124 почти не вызвал интереса, даже несмотря на его малую стоимость и высокую надежность. Экспорт гражданских самолетов был ограничен ЧССР (три Ту-124В для «CSA») и ГДР (два Ту-124В для «lnterflug»). Серийное производство гражданских пассажирских машин было завершено в 1966 году, однако производство военных модификаций для штурманской подготовки продолжалось ещё в течение последующих двух лет.
Ту-124 (в основном грузопассажирские Ту-124К) в небольшом количестве поступили на вооружение ВВС ГДР, Индии, Ирака и Китая. Всего построено 163 самолёта, включая прототип; 111 из них - в гражданских модификациях.
Компании «CSA» и «lnterflug» прекратили эксплуатацию самолёта в середине 1970-х годов, с вооружения ВВС ГДР самолет сняли в 1975 году.
В «Аэрофлоте» Ту-124 летали до января 1980 года, ВВС СССР эксплуатировали его до 1981 года.
Индия прекратила полеты двух последних из трех закупленных Ту-124К в 1981 году, в Ираке и Китае они летали дольше, несколько иракских самолетов было уничтожено на аэродромах во время «Бури в пустыне» в 1991 году.
Конструкция
Ту-124 построен по аэродинамической схеме двухмоторного низкоплана, с двигателями, расположенными в корне крыла, со стреловидными крылом и однокилевым оперением.
Силовая установка
На самолёт установили два новых ТРДД Д-20П конструкции Соловьева тягой по 53,57 кН, обладавшие меньшей шумностью и большим назначенным и межремонтным ресурсом, чем установленные на Ту-104 двигатели. Они также обладали несколько меньшим удельным расходом топлива.
Модификации
Ту-124 – базовый вариант на 44 пассажирских места выпускался с 1960 по 1963 годы. Впоследствии силами «Аэрофлота» число пассажирских мест доведено до 56.
Ту-124А – прототип Ту-134.
Ту-124Б – три опытных самолёта с двигателями Д-20П-125, выпущены в 1963 году.
Ту-124В – базовый вариант на 56 мест, выпускался с 1963 по 1965 годы.
Ту-124К – вариант на 36 пассажиров, для особо важных персон. Использовались войсками Ирака и Китая, а также индийскими ВВС.
Ту-124К2 – вариант на 22 пассажира.
Ту-124ТС – штатная переделка серийных Ту-124 в транспортно-санитарные машины.
Ту-124Ш1, Ту-124Ш2 – военные варианты, использовались для обучения воздушной навигации. Отличались друг от друга составом БРЭО.