Ту-114

Ту-114 – советский турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95.


История создания

В 1953 году советский Гражданский воздушный флот сформулировал требования к новым типам самолетов. Старые самолеты подходили для плохо оборудованных аэропортов, но выглядели чудовищно устаревшими на международных авиалиниях. Кроме того, Аэрофлот вообще не имел лайнера, обладавшего большой вместительностью и способного совершать дальние перелеты.

В этот же период стало очевидно, что будущее за реактивной пассажирской авиацией. Но в силу ряда причин в СССР было принято решение о проекте скоростного самолёта большой вместимости с турбовинтовыми двигателями на базе бомбардировщика Ту-95. Разработка самолёта Ту-114 была начата в ОКБ Туполева в 1955 году на основании Постановления Совета Министров СССР № 1561—868.

На тот момент работа над Ту-95 еще не была доведена до конца. Прототип Ту-95 не поднимался в воздух до лета 1954 года. Проектирование Ту-114 началось раньше, в связи с чем поступило предложение быстро подготовить три упрощенных гражданских варианта Ту-95 под названием Ту-116, чтобы изучить с их помощью возможные проблемы и провести интенсивные летные испытания.

Первый из трех Ту-116, несший на борту опознавательные знаки Аэрофлота, поднялся в воздух уже в конце 1956 года. Второй и третий экземпляры имели боевую окраску и армейские номера 7801 и 7802.

3 ноября 1957 года прототип совершил свой первый полет, приуроченный к 40-й годовщине Октябрьской революции. Этот самолет получил гражданский регистрационный номер СССР Л5611. Для него был создан совершенно новый фюзеляж. Он немного «поднялся», благодаря чему крыло расположилось чуть ниже. Это, в свою очередь, означало, что хвостовой стабилизатор можно было сдвинуть вниз до центральной линии фюзеляжа.


Производство и эксплуатация

С 1959 года полеты Ту-114 были по большей части демонстрационными. Определенные сложности эксплуатации самолёта проистекали из повышенных требований к прочности и ширине взлетно-посадочных и рулежных дорожек, а также необходимости иметь в аэропорту трап, способный достичь порога входного люка пилотской кабины, расположенного над землей на высоте 4,1 м. Еще больше проблем возникало с пассажирским люком, порожек которого располагался на высоте 5,7 м. После испытаний и серии дальних рекордных полетов 25 февраля 1961 года Ту-114 признали годным к пассажирским перевозкам, а через два месяца на самолете начали выполнять рейсы по маршруту Москва - Хабаровск. Ранее на этой линии эксплуатировались Ил-18, время в пути с четырьмя посадками составляло 27 часов. К концу 1961 года этот рейс выполнялся пять раз в неделю.

Ту-114 дал Аэрофлоту возможность выйти на международные линии. 7 января 1963 года открылся маршрут Москва – Гавана с дозаправкой в Мурманске. География полетов Ту-114 расширялась. С 25 марта 1963 года Ту-114 начал выполнять рейсы в Дели (Индия), а 19 августа 1965 года – в Конакри (Гвинея) и Аккру (Гана).

В 1966 году произошла единственная за всю эксплуатацию катастрофа Ту-114. 17 февраля самолету Ту-114 СССР-76491 предстоял полет из Шереметьева в Браззавиль (Конго). ВПП от снега очистили только частично, и самолет разбился на взлете. Погиб 21 человек из 68 находившихся на борту.

Первый трансатлантический рейс в Северную Америку был выполнен 4 ноября 1966 года из Москвы в Монреаль (Канада), составив конкуренцию летавшему на данной линии DC-8 авиакомпании Air Canada.

В 1967 году открыли новые международные линии – практически одновременно Ту-114 стали летать из Москвы в Нью-Йорк, Париж, Токио и Пекин. На линии Москва – Токио Ту-114 эксплуатировались совместно с авиакомпанией Jарап Air Lines (JAL). Самолёты сохранили стандартную окраску Аэрофлота, но получили небольшой логотип компании JAL в носовой части фюзеляжа.

С сентября 1967 года ветеран турбовинтовой авиации был вынужден уступить место новому самолету Ил-62, однако последний Ту-114 оставался в эксплуатации вплоть до 1975 года. В последний раз Ту-114 поднялся в воздух с пассажирами в 1975 году.

Помимо прототипа Л5611, был построен еще 31 самолет Ту-114 (номера от 76459 до 76490).

Несмотря на свое запоздалое появление по сравнению с западными реактивными авиалайнерами, Ту-114 был великим достижением инженерной мысли и останется навсегда самым большим гражданским турбовинтовым самолетом из всех когда-либо выпускавшихся.


Конструкция

Самолёт Ту-114 представляет собой четырёхмоторный турбовинтовой низкоплан со стреловидным крылом, однокилевым оперением и управляемым стабилизатором.

Крыло

Крыло имело стреловидность 37 градусов и относительную толщину на стыке с центропланом 12 процентов. На верхней поверхности крыла располагались три гребня, а большая часть задней кромки была занята двухщелевыми закрылками. На консолях крыла находились элероны с гидравлическим приводом.

Фюзеляж

Фюзеляж имеет две палубы, соединённых лестницей, на нижней из которых располагаются два багажных отсека, комната отдыха экипажа и кухня, а на верхней — пассажирский салон. Весь внутренний объем фюзеляжа герметизировался до гермошпангоута, расположенного у передней кромки стабилизатора.

Силовая установка

Одновальный турбовинтовой двигатель НК- 12 обладал революционными для своего времени характеристиками. Первый промышленный образец двигателя развивал мощность 10 730 л. с., но к 1957 году на Ту-116 начали устанавливать двигатели НК-12М еще большей мощности 11 995 л. с.

Годом позже появился НК-12МВ мощностью 14 790 л. с. Для преобразования этой чудовищной мощности в движущую силу использовался лопастной агрегат АВ-60Н. Он состоял из двух четырехлопастных, вращающихся в противоположных направлениях, винтов. После посадки направление вращения винтов менялось на противоположное - при этом значительно сокращался пробег самолета, что было особенно важно на обледеневших взлетно-посадочных полосах.

Двигатели НК-12 являются самыми мощными турбовинтовыми двигателями в истории авиации.

Шасси

Основное шасси на всех ранних бомбардировщиках и гражданских самолетах Туполева было выполнено в виде тележки с четырьмя большими колесами и электрическим приводом. При уборке шасси правая и левая тележка переворачивались, помещаясь в обтекаемые гондолы, выступающие в задней части крыла.

У Ту-116 было точно такое же рулежное колесо, как и у бомбардировщика – тонкая стойка с двумя поворачивающимися с помощью гидравлического привода колесами выпускалась вперед, а складывалась назад.

Пассажирский салон

Ту-114 рассчитан на перевозку 170 пассажиров при размещении кресел по схеме 4+4. В салоне предусмотрены места для ресторана и спальных мест, но бурный рост объема пассажирских перевозок заставил отказаться от таких «излишеств» в пользу увеличения пассажировместимости до 220 человек. Объем салона составлял 332 м3, что делало его самым большим авиалайнером того времени.

Кабина экипажа

Штатно летный экипаж Ту-114 состоял из пяти человек: двух пилотов, штурмана, радиста и бортинженера. До середины 1960-х годов в состав экипажа входил повар, трудившийся на кухне.


Модификации

Ту-114 – базовая модификация гражданского самолета.

Ту-114 6НК-8 – проект дальнего самолёта с шестью ТРДД НК-8, проект рассматривался как альтернатива Ил-62М.

Ту-114-200 – вариант с компоновкой на 200 пассажиров, в 70-е годы под эту компоновку были переоборудованы практически все самолёты.

Ту-114А – проект модернизированного самолёта на 98—102 человек для сверхдальних беспосадочных перелётов, жёсткие кессон-баки, изменённая механизация крыла.

Ту-114Д (дальний) – с 1962 года часть серийных машин была переоборудована для полётов на Кубу, число пассажиров было сокращено, на нижней палубе разместили дополнительные топливные баки, взлётная масса была доведена до 182 000 кг. Не являлись Ту-116 (Ту-114Д).

Ту-114Т и Ту-114ТС – проекты переоборудования пассажирских Ту-114 в транспортные и транспортно-санитарные машины.

Ту-114 ПЛО – проект переоборудования Ту-114 в самолёт ПЛО с ядерной силовой установкой.

Ту-115 – проект военно-транспортного самолёта на базе первого варианта Ту-114.

Ту-116 – был прямой гражданской разновидностью Ту-95. Этот экземпляр использовался при подготовке экипажей для Ту-114.

Ту-126 – Серийный самолёт ДРЛО, Изготовлено 8 серийных самолётов и 1опытный экземпляр.