Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолёт.
История создания
Удачная конструкция бомбардировщика Ту-16 навела конструкторов КБ Туполева на мысль о создании на его базе гражданского самолета, тем более что к тому времени машины, эксплуатируемые в гражданской авиации, уже не могли справиться с неуклонно растущим пассажиропотоком. В 1953 году А. Н. Туполев начал разработку пассажирского самолета, максимально используя элементы Ту-16. Официальное постановление Совета Министров о проектировании реактивного пассажирского самолёта в КБ Туполева вышло 11 июня 1954 года.
17 июня 1955 года экипаж под командованием Ю. Т. Алашеева поднял машину (СССР-Л5400) в воздух, а в августе самолет был продемонстрирован в Тушино во время празднования Дня авиации. Летные испытания прошли успешно.
Визит в Великобританию
5 ноября 1955 года в воздух поднялся первый серийный самолёт, построенный на Харьковском авиазаводе. В 1956 году Советскому Союзу удалось поразить западный мир, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Лондон, туда же прилетели три Ту-104 (СССР-Л5400, СССР-Л5412, СССР-Л5413). Появление машины в Хитроу вызвало значительный интерес у специалистов и показало, насколько далеко вперед ушел СССР в области создания гражданской авиатехники.
Эксплуатация
15 сентября 1956 года началась регулярная эксплуатация Ту-104 на линии Москва - Иркутск, а через месяц на линии Москва - Прага. Первые машины, рассчитанные на перевозку 50 пассажиров, имели четыре салона. Авиалайнер стал первым в мире реактивным пассажирским самолетом, поступившим в регулярную эксплуатацию, открыв эру пассажирской реактивной авиации.
В ноябре 1957 года завершились испытания модификации Ту-104А, рассчитанной на перевозку 70 пассажиров. Выпуск Ту-104А начался с 11-й серийной машины.
В 1958 году на линии вышел Ту-104Б с удлиненным на 1,21 м фюзеляжем и двигателями АМ-3М, рассчитанный на перевозку 100 человек. С 15 апреля 1959 года Ту-104Б начал эксплуатироваться на линии Москва – Ленинград, а вскоре на нем были установлены несколько мировых рекордов.
Кроме Харьковского авиазавода, Ту-104 различных модификаций выпускали на авиазаводах в Омске и Казани. Всего был построен 201 самолёт. Производство было прекращено в 1960 году.
Несмотря на очень низкую стоимость – 425 000 фунтов стерлингов по ценам того периода - на экспорт самолет практически не поставлялся, его получила только одна зарубежная авиакомпания – чехословацкая CSA, которая с 1957 года эксплуатировала шесть Ту-104А в 81-местной компоновке.
Конструкция
Самолёт создан на базе бомбардировщика Ту-16 и во многом повторяет его конструкцию, также близок по составу оборудования.
Планер
Крыло, оперение, шасси и кабина экипажа практически без изменений перешли с бомбардировщика на авиалайнер. Создание нового герметичного фюзеляжа больших размеров являлось одной из наиболее сложных задач. Диаметр фюзеляжа увеличили с 2,9 до 3,4 м. В результате размеры пассажирского салона составили 16,11 м в длину, 3,20 м в ширину и 1,95 м в высоту.
Пассажирский салон
Пассажирский салон состояла из двух основных салонов - носового и хвостового, разделенных центральным отсеком, пол которого был поднят относительно крайних салонов из-за необходимости закрыть проходящие через фюзеляж лонжероны центроплана. Компоновка пассажирского салона весьма различна на разных модификациях. Иллюминаторы в салоне самолёта круглые, диаметром 40 см. Часть иллюминаторов в служебных помещениях и туалетах расположены со значительным смещением к потолку.
Кабина экипажа
Экипаж самолета состоял из пяти человек – двух пилотов, штурмана, бортинженера и радиста. В кабине экипажа в полу имелся откидываемый вниз входной люк, позволяющий попасть в самолёт через нишу стойки передней ноги шасси. Для выхода на крыло при аварийной посадке имелись справа и слева сбрасываемые люки.
Шасси
Шасси аналогично Ту-16, передняя стойка с парой управляемых колёс, две основные стойки и предохранительная хвостовая пята. Колея шасси 11,325 м. Для сокращения пробега используется двухкупольная парашютная система.
Силовая установка
На самолет устанавливали двигатели РД-3 (гражданское обозначение АМ-3). Затем двигатель неоднократно усовершенствовали до модели АМ-3М на модификациях Ту-104Б.
Модификации
Ту-104 – первый серийный 50-местный вариант самолёта, выпускались с 1955 по 1957 годы, построено 29 машин.
Ту-104 2НК-8 – проект переоборудования парка Ту-104 под двигатели НК-8.
Ту-104А – 70-местная модификация самолёта, выпускались с 1957 по 1959 годы построено 80 машин.
Ту-104АК – летающая лаборатория для подготовки космонавтов в условиях кратковременного воздействия невесомости.
Ту-104А-ТС – переделка серийных машин Ту-104А в транспортно-санитарные.
Ту-104Б – 100-местная модификация самолёта с удлинённым фюзеляжем и неизменной механизацией крыла, выпускались с 1958 по 1960 годы, построено 95 машин, в ходе эксплуатации переоборудовались в Ту-104Б-115 на 115 пассажирских мест и под новое навигационно-пилотажное и радиотехническое оборудование.
Ту-104Б-ТС – переделка серийных машин Ту-104Б в транспортно-санитарные.
Ту-104В – самолёты Ту-104А, переоборудованные силами ГВФ на 85 или 100 пассажирских мест.
Ту-104Г – построен как Ту-16 в 1955 году, через два года переделан в гражданский вариант, и под обозначением Ту-104Г использовался для подготовки экипажей Ту-104 для «Аэрофлота» в Новосибирском учебном центре.
Ту-104Д – переделка Ту-104А под 85 мест. Название применялось до 1962 года, затем эти самолёты стали именовать как Ту-104В.
Ту-104Д 3НК-8 – один из первых проектов ОКБ по теме Ту-154, имевший в основе конструкцию Ту-104, приспособленную под новую силовую установку.
Ту-104Е – Опытная модификация самолёта под более экономичные двигатели РД-16-15
Ту-104ЛЛ – Ту-104 переделанный в летающую лабораторию для ОКБ МиГ.
Ту-104Ш – переделка пассажирского самолёта в учебный самолёт штурманов.
Ту-104 CSA – шесть самолётов Ту-104А, построенных для авиакомпании «Czech Airlines» (ЧССР). Все машины имели собственные имена.
Самолёт «107» (Ту-107) – военно-транспортный вариант Ту-104, создавался по заказу ВВС.
Самолёт «110» (Ту-110) – модификация самолёта Ту-104 с четырьмя двигателями АЛ-7П. Предназначался на экспорт, однако программа была свёрнута из-за отсутствия заказов.
Самолёт «118» - проект Ту-104 с четырьмя ТВД.