Ми-6 – советский тяжёлый многоцелевой вертолёт, созданный во второй половине 1950-х годов.
История создания
В конце 1952 года в ОКБ Миля начались исследования по созданию тяжёлого транспортного вертолёта. 11 июня 1954 года ОКБ Миля получило Постановление Совета Министров о разработке тяжёлого транспортного вертолёта. В соответствии с ним тяжёлый вертолёт должен был перевозить 6 т груза при нормальной взлётной массе, 8 т при перегрузочной и 11,5 т в случае полёта на укороченную дистанцию. Была начата разработка вертолёта одновременно в транспортном, десантном и санитарном вариантах. Впервые в СССР на вертолёте предусматривалась перевозка грузов на внешней подвеске.
Ми-6, совершивший первый полет в конце 1957 года, был самым большим вертолетом в мире. Кроме того, он стал первым вертолетом с газотурбинным двигателем, запущенным в серийное производство в СССР. Машина немедленно начала демонстрировать свои выдающиеся возможности, сокрушив ряд рекордов и став первым вертолетом, превысившим скорость 300 км/ч.
Производство и эксплуатация
Серийный выпуск Ми-6 был развёрнут одновременно на двух предприятиях: Московском заводе № 23 и Ростовском заводе № 168.
В 1959 году на Ростовском заводе № 168 были выпущены первые 4 серийных Ми-6. Выпуск Ми-6 в Ростове продолжался до 1980 года, когда ему на смену пришёл более совершенный Ми-26. С 1959 по 1980 год на предприятии было выпущено 874 Ми-6. В Москве было выпущено только 50 Ми-6 в период с 1960 по 1962 гг., по причине перехода завода на выпуск ракетно-космической техники.
Стандартный Ми-6Т мог перевозить до 65 пассажиров на откидных сиденьях вдоль бортов и скамьях по центру кабины или 75 пассажиров при расположении сидений в 15 рядов, по пять в ряд. В санитарном варианте Ми-6 мог перевозить 41 больного на носилках.
Хотя большая часть Ми-6 ВВС использовалась в качестве транспортных, существовало небольшое число машин, приспособленных для решения специальных задач. Существовали три варианта воздушного командного пункта. Эти машины оснащались узлом связи и несли многочисленные антенны разных типов по всему планеру. Варианты включали Ми-6ВКП, Ми-6БУС и Ми-6АЯ с РЛС бокового обзора.
Специальные варианты
Высокая грузоподъемность и вместительный фюзеляж Ми-6 делали его идеальным вариантом для создания других военных модификаций. В небольших количествах или единичных экземплярах были построены летающие лаборатории, вертолеты ПЛО и радиотехнической разведки, ретрансляторы и многие другие. Существовали и гражданские варианты машины, включая пассажирский Ми-6 с квадратными окнами кабины, пожарный вариант и летающий кран.
Большая часть вертолётов Ми-6 досталась военным. Эксплуатация в России вертолетов этого типа завершилась в 2003 году. Среди крупных зарубежных покупателей числились Алжир, Ангола, Египет, Лаос, Польша и Перу.
Конструкция
Ми-6 — первый в мире вертолёт серийного производства, оснащённый двумя турбовальными двигателями со свободной турбиной, компоновочная схема является классической.
Силовая установка
Для силовой установки этого огромного вертолета был выбран двигатель Д-25В, созданный в ОКБ П.А. Соловьева. Турбовальные двигатели в 1954-1955 годах еще являлись новинкой и использовались только на легких вертолетах. Д-25В имел передовую конструкцию с осевым компрессором и развивал мощность 5500 э. л. с. (4101 кВт). На Ми-6 два таких двигателя были установлены сверху фюзеляжа, вращая несущий винт через редуктор Р-7.
Фюзеляж
Фюзеляж представлял собой цельнометаллический полумонокок. В носовой его части располагалась кабина экипажа, основная часть бортового оборудования и стрелковая установка с крупнокалиберным пулеметом.
Грузовая кабина
Грузовая кабина имела размеры 12 х 2,65 х 2,5 м, вдоль бортов и посередине кабины устанавливалось 61 (затем 65-90) легкосъемное откидное сиденье, а в санитарном варианте - 41 носилки и два медработника. В перегруз, как показал опыт последующей эксплуатации, вертолет мог брать на борт даже до 150 человек. Усиленный пол со швартовочными узлами обеспечивал перевозку в кабине различной техники и тяжелых грузов, причем колесно-гусеничная техника могла загружаться в вертолет своим ходом. Со второй машины ставилось двухпозиционное управляемое крыло, консоли которого имели кессонную конструкцию и разный угол установки из-за несимметричности индуктивного потока под несущим винтом – при переходе на режим авторотации пилот мог уменьшать угол их установки.
Модификации
Ми-6А – новая базовая модификация вертолёта, созданная в 1971 году в результате многочисленных доработок.
Ми-6АТЗ – топливозаправщик на базе транспортного вертолёта Ми-6А.
Ми-6ВКП – воздушный командный пункт.
Ми-6М – базовый противолодочный вертолёт, работы над которым велись в 1958 году.
Ми-6П – пассажирская модификация вертолёта, созданная в 1965 году.
Ми-6ПЖ – пожарный вариант.
Ми-6ПП – постановщик помех системам радиотехнической разведки и обнаружения типа АВАКС. Серийно не выпускались.
Ми-6ПРТБВ – подвижная ракетно-техническая база вертолётного типа.
Ми-6ПС – поисково-спасательный вертолёт.
Ми-6РВК – ракетно-вертолётный комплекс.
Ми-6ТЗ – топливозаправщик для сухопутных войск и авиации.
Ми-22 (Ми-6АЯ) – воздушный командный пункт.
Тактико-технические характеристики
Двигатель
|
2 x ГТД Д-25В
|
Нагрузка в кабине, кг
|
12 000
|
Нагрузка на подвеске, кг
|
8000
|
Макс. скорость, км/ч
|
250/340
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
200/250
|
Статический потолок, м
|
2250
|
Практическая дальность, км
|
1450
|
Дальность действия, км
|
1450
|
Продолжительность полёта, ч
|
менее 3
|
Размеры фюзеляжа
|
|
Длина, м
|
33,16
|
Высота, м
|
9,16
|
Ширина, м
|
3,2
|
Размеры кабины
|
|
Длина, м
|
12
|
Высота, м
|
2,65
|
Ширина, м
|
2,5
|
Диаметр НВ, м
|
35
|