Ми-38 – советский и российский средний многоцелевой вертолёт, разработанный для замены вертолёта Ми-8.
История создания
Несмотря на успех Ми-8, некоторые его характеристики оставляют желать лучшего, особенно это касается весовой отдачи. Будучи больше и тяжелее, чем UH-60 Вlack Hawk, он перевозит такую же полезную нагрузку. Очевидно, что нужен был современный проект, подтверждающий репутацию ОКБ Миля как разработчика прочных, недорогих и надежных вертолетов.
Разработка новой машины началась в 1983 году, и на Парижском авиасалоне 1989 года был продемонстрирован макет, но первый полет Ми-38 состоялся лишь 22 декабря 2003 года.
24 декабря 2010 года второй опытный образец — ОП-2 — нового среднего гражданского транспортно-пассажирского вертолёта Ми-38 совершил свой первый дальний полёт. Ми-38-ОП-2 был оборудован турбовальными двигателями PW127TS производства компании Pratt & Whitney Canada, а также современным комплексом авионики ИБКО-38 производства компании Транзас Авиация, в котором реализована концепция «стеклянной кабины».
В мае 2013 года собран третий опытный образец ОП-3, оснащённый уже новыми российскими двигателями ТВ7-117В производства фирмы им. Климова. Испытательные полёты успешно начались 12 ноября 2013 года.
Четвёртый изготовленный на Казанском вертолётном заводе опытный образец вертолёта Ми-38 является последним предсерийным воздушным судном этой модели. Он совершил первый полёт 16 октября 2014 года. ОП-4 отличается от ОП-3 ударопрочной топливной системой фирмы Aerazur и увеличенными иллюминаторами. В ходе испытаний ОП-3 и ОП-4 были получены финальные данные, требующиеся для сертификации и старта производства и коммерческой эксплуатации Ми-38. 20 октября 2014 года ОП-4 отправлен на лётные испытания.
Ми-38 предполагается также выпускать в военно-транспортном, грузовом, санитарном, разведывательном и других вариантах.
Производство и поставки
10 января 2018 года было сообщено о запуске серийного производства вертолёта Ми-38 на Казанском вертолётостроительном заводе.
2 декабря 2019 года заявлено о передаче Министерству обороны РФ первого экземпляра Ми-38Т, а 31 декабря была поставлена вторая машина. Всего заказ предусматривает постройку 15 вертолётов.
Конструкция
Ми-38 выполнен по классической схеме с 6-лопастным несущим винтом с управляемым шагом, четырёхлопастным Х-образным рулевым винтом (впервые применён на Ми-28) и управляемым стабилизатором, лопасти изготовлены из стеклопластиков методом намотки, при этом их ресурс практически не ограничен.
Фюзеляж
Фюзеляж типа полумонокок выполнен из дюралюминия, несиловые элементы выполнены из 3-слойных композитных панелей (носовой обтекатель, верхняя панель кабины пилотов, капоты двигателей, верхняя створка рампы и обтекатель килевой балки). В носовой части под радиопрозрачным обтекателем находится метеолокатор.
Шасси
Шасси вертолёта энергопоглощающее, при падении с высоты 15 м возгорание топлива исключено.
Грузовая кабина
Размеры грузовой кабины значительно увеличены относительно Ми-8: длина составляет 8,7 м, ширина 2,34 м, высота 1,82 м, объём 29,5 м³. Ми-38 способен нести до 5 т груза внутри кабины и до 6 т на внешней подвеске. На вертолёте погрузка грузов осуществляется при помощи рампы. Боковые двери сдвижные, на правом борту установлена лебёдка грузоподъёмностью 300 кг.
Модификации
Ми-38 – базовая модификация.
Ми‑38Т – транспортно‑десантный вертолёт для Минобороны РФ с двигателями ТВ7-117В.
Тактико-технические характеристики
Экипаж
|
2 человека
|
Пассажиров
|
30 человек
|
Диаметр несущего винта
|
21,1 м
|
Диаметр рулевого винта
|
3,84 м
|
Длина с вращающимися винтами
|
25 м
|
Длина фюзеляжа
|
19,95 м
|
Ширина фюзеляжа
|
4,5 м
|
Высота с вращающимися винтами
|
6,98 м
|
Длина салона
|
8,7 м
|
Ширина салона
|
2,34 м
|
Высота салона
|
1,8 м
|
Объём салона
|
29,5 м³
|
Масса пустого
|
9200 кг
|
Взлётная масса
|
14200 кг
|
Максимальная взлётная масса
|
15600 кг
|
Макс. полезная нагрузка на внешней подвеске
|
6000 кг
|
Макс. полезная нагрузка в транспортной кабине
|
5000 кг
|
Силовая установка
|
ТВ7-117В
|
Мощность на взлётном режиме
|
2 × 2800 л. с.
|
Мощность на чрезвычайном режиме (30 сек.)
|
2 × 3750 л. с.
|
Крейсерская скорость
|
260-280 км/ч
|
Максимальная скорость
|
300 км/ч
|
Перегоночная дальность
|
1350 км
|
Практическая дальность
|
820 км
|
Динамический потолок
|
6300 м
|