Ми-26 – советский и российский тяжёлый многоцелевой транспортный вертолёт. Является крупнейшим в мире серийно выпускаемым транспортным вертолётом.
История создания
Разрабатывая замену для удачного тяжелого транспортного вертолета Ми-6, М. Л. Миль создал гигантский В-12, но в 1971 году отказался от его двухвинтовой схемы в пользу нового проекта – Ми-26. Требовалось создать вертолет, способный поднять нагрузку транспортного самолета Ан-12, то есть на 50-100 % больше, чем Ми-6.
М. Л. Миль выбрал классическую схему, применив новаторский восьмилопастный несущий винт. КБ также пришлось разработать главный редуктор, способный использовать всю мощность двигателей Д-136 - самых мощных из когда-либо создававшихся для вертолетов. Впечатляет, что несмотря на выросшую более чем вдвое мощность и грузоподъемность, Ми-26 получился более компактным, чем Ми-6.
Первый полёт совершил 14 декабря 1977 года под управлением лётчика-испытателя Г. Р. Карапетяна.
Компоновка Ми-26 была выбрана КБ Миля в качестве базы для создания тяжелого вертолета нового поколения.
Производство и эксплуатация
Разработка оказалась успешной, и после выкатки в 1980 году первой машины вертолет начал эксплуатироваться в ВВС и с 1985 года в компании Аэрофлот. К 1991 году было построено около 100 машин, поровну в гражданском и военных вариантах. К 2000 году было поставлено свыше 300 вертолетов, производство продолжается и в 2020 году.
В эксплуатации Ми-26 зарекомендовал себя надежной и эффективной машиной, быстро окупающей свою цену. Советские, а позднее российские военные использовали его в боевых операциях на Кавказе – в Чечне и Дагестане.
После аварии реактора в Чернобыле Ми-26, получившие специальное оборудование, использовались для измерения радиации, обеззараживания местности с помощью распыления жидких спреев, а также прицельного сброса изолирующих материалов на разрушенный энергоблок.
Российские и украинские Ми-26 также принимали участие в миротворческих операциях ООН в бывшей Югославии, Сомали, Камбодже и Индонезии. Ми-26 ценится за свою способность вести автономную работу в отрыве от баз технического обеспечения и в тяжелых эксплуатационных условиях.
После землетрясения в Китае в 2008 году Ми-26 доставлял тяжелую технику для разбора завалов. Взятые в аренду у России и других стран СНГ гражданские Ми-26 обеспечивают поддержку международных миротворческих сил в Афганистане. Превосходящий по грузоподъемности любые западные машины, Ми-26 используется для эвакуации совершивших аварийную посадку или сбитых вертолетов (включая два МН-47Е Chinook Армии США в 2002 году и голландский AS532 Cougar в 2009 году), а также для поставки припасов миротворцам. Отличная грузоподъемность Ми-26 в условиях жары и высокогорья отмечалась и другими операторами, в том числе и ВВС Индии, которые используют эти машины в Гималаях и других высокогорных регионах.
Конструкция
Вертолёт построен по одновинтовой схеме с восьмилопастным несущим с управляемым шагом и пятилопастным рулевым винтом. С двумя двигателями мощностью 11 400 л. с. каждый и трёхстоечным неубирающимся шасси.
Цельнометаллический фюзеляж полумонококовой конструкции имеет переменное сечение. В его носовой части имеется закрывающий антенну РЛС радиопрозрачный обтекатель, кабина экипажа, кабина для сопровождающих груз пассажиров и отсеки для размещения оборудования.
Кабина пилотов
В кабине в носовой части размещаются два пилота, штурман, бортинженер и оператор погрузочно-разгрузочного оборудования. Непосредственно за кабиной размещается отсек для четырех пассажиров.
Грузовой отсек
В 33,73-метровом фюзеляже Ми-26 размещается огромный грузовой отсек длиной 15 м, шириной 3,25 м и высотой 3,17 м. Первоначально он создавался для перевозки 13-тонной бронированной машины или мобильной баллистической ракеты.
На сегодняшний день Ми-26 является крупнейшим транспортным вертолётом в мире, производящимся серийно. В США фирмой Sikorsky Aircraft производится аналогичный по задачам, но уступающий Ми-26 в грузоподъёмности — Sikorsky CH-53E Super Stallion. (Грузоподъёмность в грузовой кабине 13,6 т, грузоподъёмность на внешней подвеске 14,5 т).
Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО)
БРЭО вертолёта позволяет выполнять разнообразные задачи в сложных метеорологических условиях в любое время суток. Входящий в его состав навигационный комплекс включает в себя комбинированую курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКП-77М, радиоэлектронную систему ближней навигации «Веер-М», радиовысотомер, автоматические радиокомпасы и доплеровский измеритель скорости и угла сноса.
Пилотажный комплекс вертолёта ПКВ-26-1 состоит из четырёхканального автопилота ВУАП-1, системы траекторного управления, директорного управления и гашения колебаний груза на внешней подвеске. Вертолёт оборудован метеолокатором, средствами связи, а также телевизионной аппаратурой для визуального наблюдения за состоянием груза.
Модификации
В-29 – прототип.
Ми-26 – военно-транспортный вариант.
Ми-26T – гражданская версия Ми-26.
Ми-26А – экспериментальная модернизация военно-транспортного Ми-26.
Ми-26ПП – экспериментальный вертолёт РЭБ.
Ми-26ТЗ – топливозаправщик.
Ми-26С – модификация для работы в зоне чернобыльской катастрофы.
Ми-27 – воздушный пункт управления боевыми действиями общевойсковых армий. Были переоборудованы два серийных вертолёта.
Ми-26П – гражданский вариант на 63 пассажира.
Ми-26НЕФ-М – экспериментальный противолодочный вариант, оснащён гидроакустической станцией и боковой съёмной кабиной оператора.
Ми-26МС – медицинский вариант.
Ми-26ТМ – два варианта «летающего крана» с кабиной оператора под фюзеляжем и вместо грузовой рампы.
Ми-26ПК – «летающий кран» с боковой кабиной оператора.
Ми-26ТП – пожарный вариант.
Ми-26TC (Mi-26TS) – вариант сертифицированный МАК по нормам лётной годности гражданских вертолётов.
Ми-26М – несостоявшийся проект модернизации к 1998 году.
Ми-26Т2 – вертолёт способен совершать ночные полёты, добавлены экраны в кабине, вместо аналоговых датчиков.
Ми-26Т2В – модернизация для ВКС РФ. Первый полёт — август 2018.
Тактико-технические характеристики
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Ми-26Т.
Диаметр несущего винта
|
32 м
|
Число лопастей несущего винта
|
8
|
Площадь, ометаемая несущим винтом
|
804,25 м²
|
Диаметр рулевого винта
|
7,61 м
|
Длина
|
40,025 м
|
Длина фюзеляжа
|
33,727 м
|
Высота по несущему винту
|
8,145 м
|
База шасси
|
8,95 м
|
Колея шасси
|
5 м
|
Масса пустого
|
28 200 кг
|
Масса нормальная взлётная
|
49 500 кг
|
Масса максимальная взлётная
|
56 000 кг
|
Грузоподъёмность в грузовой кабине
|
20 т
|
Грузоподъёмность на внешней подвеске
|
20 т
|
Длина грузовой кабины
|
12,0 м
|
Ширина грузовой кабины
|
3,2 м
|
Высота грузовой кабины
|
3,1 м
|
Размеры грузового люка
|
2,9 х 3,2 м
|
Объём грузовой кабины
|
110 м3
|
Экипаж Ми-26
|
5
|
Экипаж Ми-26Т2
|
2 человека (3 человека при внешней подвеске груза)
|
Пассажировместимость солдат
|
85
|
Пассажировместимость десантников
|
70
|
Пассажировместимость носилок для раненых
|
60 + три места для сопровождающих медработников
|
Объём топливных баков
|
12 000 л
|
Объём подвесных топливных баков (ПТБ)
|
14 800 л в четырёх ПТБ или 4780 л в двух ПТБ
|
Силовая установка
|
2 × турбовальных «Мотор Сич» Д-136
|
Мощность двигателей
|
2 × 11 400 л. с. (взлётная)
|
Расход авиатоплива
|
3100 кг/час
|
Максимальная скорость
|
295 км/ч
|
Крейсерская скорость
|
265 км/ч
|
Дальность полёта при максимальной заправке
|
800 км
|
Дальность полёта при максимальной загрузке
|
475 км
|
Дальность полёта при перегоне
|
2350 км (с четырьмя ПТБ)
|
Практический потолок
|
4600 м
|
Статический потолок
|
1800 м
|
Динамический потолок
|
6500 м
|