Ил-96

Ил-96 — советский и российский пассажирский широкофюзеляжный самолёт для авиалиний средней и большой протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов.


История создания

В 1970-е годы на базе Ил-86 началась разработка новой машины, способной при той же пассажировместимости выполнять рейсы на расстояния до 9000 км. Исследования в ЦАГИ показали, что за счёт применения новых технических решений можно было значительно улучшить топливную эффективность самолёта Ил-86Д и повысить его весовое совершенство. Вследствие ряда причин решено было отказаться от двигателя НК-56 в пользу пермского ПС-90 с тягой 4х16000 кгс.

В 1983 г. было решено отказаться от использования в его конструкции агрегатов планера и систем самолета Ил-86 и перейти к созданию полностью нового самолета Ил-96-300. Такому решению способствовали новые достижения того времени в области авиационной науки и техники, в том числе появление новых бортовых цифровых ЭВМ.

Ил-96-300 разрабатывался по техническим требованиям Министерства гражданской авиации, отражающим перспективы роста объема пассажирских перевозок на дальних воздушных линиях Аэрофлота. В соответствии с требованиями МГА самолет должен обеспечивать перевозку пассажиров, их багажа, почты и грузов на магистральных воздушных линиях протяженностью 4 000 — 11 000 км. Через пять лет после анонсирования нового проекта, первый самолет Ил-96 был выведен из ворот сборочного цеха.

Испытания

Первый прототип выполнил первый полет 28 сентября 1988 года, второй прототип – 28 ноября 1989 года. В процессе испытаний Ил-96 выполнил несколько примечательных полётов на дальность, в том числе Москва — Петропавловск-Камчатский — Москва без посадки в Петропавловске. 14 800 км пути самолёт преодолел за 18 часов 9 минут. 9 июня 1992 года Ил-96 перелетел из Москвы в Портленд через Северный полюс, проведя в воздухе 15 часов. Самолёт испытывался в Якутске при −50 °C и в Ташкенте при +40 °C. Сертификат летной годности получен 29 декабря 1992 года.

Самолет неоднократно демонстрировался на международных авиационно-космических выставках в Париже, Фарнборо, Берлине, Сингапуре, Дубае.


Производство и эксплуатация

Самолёт выпускается с 1992 года на Воронежском авиационном заводе. Первые поставки серийных самолетов начались в 1993 году.

Коммерческая эксплуатация самолёта началась 14 июля 1993 года на в авиакомпании Аэрофлот маршруте Москва — Нью-Йорк. Первое время самолёт использовался преимущественно на зарубежных рейсах: в Сингапур, Лас-Пальмас, Нью-Йорк, Тель-Авив, Пальма де Майорка, Токио, Бангкок, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сиэтл, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Сеул, Сан-Паулу, Гавану, Ханой, Сантьяго, Лиму.

В декабре 2013 года Аэрофлот объявил о планируемом выводе из эксплуатации Ил-96. Последний рейс под флагом авиакомпании был совершён 30 марта 2014 года на самолёте с бортовым номером RA-96008. 1 апреля 2014 года были выведены из эксплуатации все находившиеся на балансе Аэрофлота самолёты Ил-96. Три лайнера Аэрофлота были проданы авиакомпании Cubana de Aviacion.

В разное время велись переговоры о продаже Ил-96 в Китай, Сирию и даже Зимбабве.


Конструкция

Ил-96 – четырёхдвигательный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением и расположением двигателей под крылом. В попытке решить недостатки Ил-86, КБ Ильюшина решило переделать самолет. Хотя получившийся в результате Ил-96 внешне выглядит похожим на Ил-86, в действительности это почти полностью самолет новой конструкции.

Фюзеляж

Фюзеляж Ил-96-300 имеет одинаковый с фюзеляжем Ил-86 диаметр (равный 6,08 м), но меньшую — на 5,23 метра — длину из-за уменьшения числа рядов пассажирских кресел. Однако конструкция фюзеляжа существенно изменена для повышения его надёжности, обеспечения безопасности при повреждении, уменьшения скорости роста трещин, обеспечения заданного ресурса, снижения массы и улучшения качества наружной поверхности.

Крыло

На Ил-96 использовано крыло с суперкритическим профилем, снабженное вертикальными законцовками большой площади. Ил-96 стал первым российским и одним из первых в мире самолетов с винглетами.

Крыло Ил-96 обладает сложной взлётно-посадочной механизацией, состоящей из двухщелевых закрылков и предкрылков по всей длине передней кромки. На крыле также установлены органы поперечного управления: внутренний элерон и интерцепторы. Внешние элероны работают только с активными системами и в поперечном управлении не участвуют.

Шасси

Шасси Ил-96 состоит из трёх основных опор, расположенных под центропланом, и передней опоры. Каждая из трёх опор снабжена четырёхколёсной тележкой с тормозными колёсами, а передняя опора имеет два нетормозных колеса.

Силовая установка

Авиационный двигатель ПС-90А является ТРДД с большой степенью двухконтурности. Это первый российский ТРДД, по экономичности сопоставимый с западными двигателями. ТРДД ПС-90 установлены также на самолетах Ил-76МФ, Ил-476, Ту-204 и Ту-214. Впервые в истории советской авиации двигатель оборудован двухканальной электронной системой управления и контроля параметров «Диагноз-90».

Топливо находится в крыльевых и центральном фюзеляжном топливных баках, максимальная вместимость топлива 148 260 литров.

Со временем стало ясно, что ставка на использование четырех двигателей была ошибкой. На рынке дальнемагистральных авиалайнеров доминируют двухдвигательные Airbus А330 и Boeiпg 777.

Аэрофлот счел двигатель ПС-90А неудовлетворительным в части надежности и расхода топлива. Хотя Ил-96-300 способен выполнять беспосадочные полеты из Москвы в Сан-Франциско или Лос-Анджелес, на этих маршрутах эксплуатируется Boeiпg 767-300ER как более экономичный. На одних и тех же авиалиниях Boeiпg 767-300ER с двумя двигателями расходует топлива на треть меньше, чем Ил-96-300.

ЭДСУ

Вместо установленной обычной механической проводки системы управления полетом на Ил-96 использована электродистанционная система, годом раньше ЭДСУ была установлена на Ту-204.

Кабина экипажа

В отличие от современных западных самолетов, ОКБ Ильюшина оставило бортинженера в кабине экипажа. В кабинах первых Ил-96-300 монтировалось по два электронно-лучевых индикатора, дополненных обычными приборами шкального типа. В кабине Ил-96М установлено шесть многофункциональных индикаторов.

Пассажирский салон

Различная компоновка пассажирского салона предусматривает вместимость от 235 до 300 человек. Салон оборудован буфетными стойками и 8 туалетами.


Модификации

Ил-96-300 – базовый вариант с двигателями ПС-90А.

Ил-96-300ПУ – модификация Ил-96-300, разработанная для перевозки президента РФ.

Ил-96-400 – модификация Ил-96М — унаследован фюзеляж, двигатели PW заменены на ПС-90А-1.

Ил-96-400Т – грузовой вариант Ил-96-400.

Ил-96-400ТЗ – проект самолёта-топливозаправщика.

Ил-96ВКП – перспективный комплекс воздушного пункта стратегического управления третьего поколения.

Ил-96М – модифицированный вариант Ил-96-300 с удлинённым фюзеляжем и двигателями Pratt&Whitney PW2337, разработанный в сотрудничестве с западными компаниями.

Ил-96МД – проект самолёта с двумя двигателями PW 4000, Geпeral Electric GE90 или RR Treпt 800.

Ил-96МК – самолёт с четырьмя турбореактивными НК-92 тягой 20 000 кгс. В 1997 году был построен единственный экземпляр.

Ил-96Т – самолет для перевозки грузов большой массы на дальние расстояния. Первый полёт опытного экземпляра Ил-96Т состоялся 16 мая 1997 года.

Ил-96-500Т – проект самолета Ил-96-500Т с увеличенным фюзеляжем для перевозки негабаритных грузов.


Технические характеристики

Экипаж, человек: 3

Число пассажиров, человек: 300

Двигатели: 4 ТРДД ПС-90А

Тяга, кгс: 16 160

Размах крыла, м / площадь крыла, м2: 57,66 /391,6

Длина самолета / высота самолета, м: 55,35 / 17,57

Масса: максимальная взлетная / пустого, кг: 230 500 / 119 000

Масса полезной нагрузки, кг: 40 000

Крейсерская скорость, км/ч: 850 - 900

Практический потолок, м: 12 000

Максимальная дальность, км: 9000