Ил-86 — советский четырёхдвигательный широкофюзеляжный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, спроектированный в ОКБ Ильюшина.
История создания
Обсуждения возможности разработки аэробуса между ОКБ Ильюшина и Советом Министров СССР начались в 1966 г., сразу после появления Boeing 747. Еще одним из поводов к разработке Ил-86 стали Олимпийские игры в Москве 1980 года. Для обслуживания гостей игр требовался вместительный авиалайнер, проектирование которого поручили ОКБ им Ильюшина. В 1967 г. Аэрофлот выработал требования к самолету на 250 - 350 мест. В октябре 1967 г. было принято Постановление правительства СССР о разработке первого советского широкофюзеляжного самолета.
На основе комплексных исследований для самолета Ил-86 был выбран фюзеляж, позволивший установить в одном ряду девять кресел с двумя проходами, причем ширина этих проходов была сделана больше, чем на широкофюзеляжных самолетах зарубежных фирм. Сроки реализации программы Ил-86 напрямую зависели от разработки двигателя НК-86 – первого советского ТРД с высокой степенью двухконтурности. Сборка первого прототипа Ил-86 осуществлялась на опытном заводе ОКБ в Москве.
Первый полет опытный самолет Ил-86 совершил 22 декабря 1976 г.
В июне 1977 г. самолет был показан на международной авиационно-космической выставке в Париже. В конце сентября 1978 г. были завершены заводские испытания, после чего началась программа сертификационных испытаний. В 1980 г. сертификационные испытания завершились, и в конце декабря самолет Ил-86 выполнил первый регулярный рейс. Многие советские аэропорты были модернизированы, чтобы обеспечить эксплуатацию новых широкофюзеляжных самолетов.
Эксплуатация
Аэрофлот получил первый Ил-86 24 сентября 1979 года, регулярные полеты начались 26 декабря 1980 года на линии Москва - Ташкент, уже после закрытия Олимпийских игр. В техническое задание на самолет закладывалась дальность полета в 5000 км, но реально дальность полета с полезной нагрузкой 40 000 кг не превышала 3600 км.
Авиакомпания ГДР отказалась от закупок Ил-86 именно из-за недостаточной дальности полета - lnterflug в дополнение к своим Ил-62 предпочла заказать три Airbus А310-300. Первый международный рейс, Москва - Берлин, Ил-86 выполнил 3 июля 1981 года. При выполнении полетов из Москвы в города восточного побережья США авиалайнеру приходилось выполнять две посадки в Шенноне, Ирландия, и Гэндере, Ньюфаундленд. Иногда из-за сильного ветра выполнялась и третья промежуточная посадка в Люксембурге.
Окончание производства и эксплуатации
В 1994 году производство Ил-86 было прекращено - на тот момент было собрано всего 106 самолетов, включая два прототипа. К началу 2000-х годов в эксплуатации оставалось менее ста авиалайнеров, часть из которых использовались в странах СНГ и Китае. Аэрофлот прекратил использовать Ил-86 в 2007 году, а к 2011 году почти все Ил-86 были сняты с эксплуатации. Из 106 выпущенных машин порезано на металлолом 94 самолёта.
Конструкция
Ил-86 – четырёхмоторный турбореактивный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
Крыло
Крыло консольного типа имело цельнометаллическую конструкцию с тремя лонжеронами во внутренних секциях и двумя – во внешних. На верхней поверхности в районе пилонов двигателей установлены перегородки. Механизация крыла состоит из предкрылков и закрылков с фиксированным дефлектором и отклоняемым хвостовым элементом.
Силовая установка
На Ил-86 установлены четыре ТРДД НК-86 тягой по 127,5 кН. Несмотря на ряд конструктивных ухищрений, двигатели обладали очень высокой шумностью. Кроме того, устаревшие конструкция и материалы НК-86 снижали его работоспособность при большой температуре окружающего воздуха по сравнению с более современными двигателями — при взлёте в сильную жару срабатывали регуляторы температуры РТ-12, начинали срезку топлива для снижения температуры газов турбиной или вовсе отключали двигатель, из-за чего приходилось прекращать взлёт.
Электронное оснащение
Самолёт был оснащён системами автоматического управления и навигации, что позволяло экипажу из трёх человек осуществлять полёты по всем авиатрассам в любых метео и географических условиях в любое время года и суток.
Пассажирский салон
В базовой конфигурации салон рассчитан на размещение 340 пассажиров. Кресла установлены по девять в ряд, с двумя проходами. Предусмотрена смешанная конфигурация с 28 местами (шесть в ряд) в первом классе и 208 (восемь в ряд) в двух других салонах. Буфетно-кухонный комплекс расположили под полом пассажирской кабины, а буфетные стойки на верхней палубе, что позволило рационально использовать площадь пассажирской кабины и быстро обслужить буфет-кухню.
Модификации
Ил-86 – Базовый вариант. Один экземпляр выполнен в специальном варианте «Россия» для обслуживания президента РФ.
Ил-86В – проект на перевозку 450 пассажиров на расстояние 3600—4000 км
Ил-86Д – проект модифицированного Ил-86, на базе которого был разработан самолёт Ил-96.
Ил-80 – воздушный командный пункт для управления вооруженными силами в случае ядерного конфликта. От обычных Ил-86 его отличает отсутствие иллюминаторов, система дозаправки в воздухе и дополнительный аппаратный отсек («горб») в носовой части фюзеляжа. Построено 4 экземпляра.
Технические характеристики
Экипаж, человек: 3
Число пассажиров, человек: 300-350
Двигатели: 4 х ТРДД НК-86
Тяга, кгс: 13 000
Размах крыла, м / площадь крыла, м2: 48,06 /330,0
Длина самолета / высота самолета, м: 59,94 / 15,81
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг: 215 500 / 111 500
Масса полезной нагрузки, кг: 42 000
Крейсерская скорость, км/ч: 900 - 950
Практический потолок, м: 12 000
Максимальная дальность, км: 4350