Ил-114

Ил-114 — советский и российский пассажирский самолёт разработанный КБ Ильюшина, из семейства двухмоторных турбовинтовых самолётов для местных авиалиний.


История создания

Начиная с первой половины 1960-х годов, основным региональным советским авиалайнером был Ан-24, гражданский вариант военно-транспортного самолета Ан-26. Ан-24 был удачной машиной, однако возросшим требованием к комфортабельности пассажирских самолетов он не отвечал. За время его эксплуатации на Западе сменилось несколько поколений самолетов аналогичного назначения, от которых Ан-24 отставал по всем параметрам. Вместе с тем изменилось отношение к самолету и со стороны Аэрофлота, где все большее внимание стали уделять экономичности и комфортабельности.

Разработка

В начале 1980-х годов ОКБ Ильюшина выступило с инициативным предложением о создании нового турбовинтового 60-местного самолета для местных авиалиний. В тот период многие зарубежные фирмы вели разработки аналогичных самолетов ATR72, Fokker 50, Dash 8-300, SAAB 2000. Несмотря на отсутствие опыта проектирования сравнительно небольших самолетов, ОКБ Ильюшина стало победителем в конкурсе со своим проектом двухдвигательного Ил-114.

Полномасштабное проектирование началось в 1986 году, но первый полет прототип выполнил только в марте 1990 года. Летные и сертификационные испытания проходили в различных климатических условиях - в Ташкенте, Якутске, Архангельске. Самолет неоднократно демонстрировался на авиационных выставках в Париже, Фарнборо, Бангалоре, Берлине, Дели, Тегеране. Программа сертификации чрезмерно затянулась, и только в апреле 1997 г. самолет был сертифицирован Авиарегистром России. Распад СССР и экономические трудности оказали огромное негативное влияние на реализацию программы в дальнейшем.


Эксплуатация

С 2002 по 2010 год два самолёта Ил-114 эксплуатировались в России авиакомпанией Выборг. Самолёты преимущественно использовались для чартерных полётов.

Один модернизированный Ил-114 используется для испытаний систем ПВО разработки предприятия Радар ММС из Санкт-Петербурга.

Узбекистан

Два ранних Ил-114 заказала компания Uzbekistan Airways, эксплуатация началась в 1998 году. Но полеты были прекращены после наработки двигателями 300 часов - установленный ресурс до первого ремонта двигателя. Кроме того, не были составлены штатные руководства по эксплуатации самолетов. По причине низкой надежности и малого ресурса двигателя ТВ7-117С первых серий, а также воздушного винта СВ-34, самолёты узбекской авиакомпании в дальнейшем были снабжены двигателями Pratt & Whitney 127H. Последний Ил-114 поставлен узбекской кампании в мае 2013 года.

Перспективы

Ил-114 вышел на рынок в неудачное время, когда многие авиакомпании вообще отказались от турбовинтовых самолетов в пользу турбореактивных. Согласно исследованиям ГосНИИГА, на российском рынке наблюдается острый дефицит региональных авиалайнеров, вследствие чего из одного областного центра в другой приходится летать через Москву. В связи с этим, в 2014—2015 гг. началось возрождение проекта обновлённых пассажирских самолётов под обозначением Ил-114-300. Ориентировочное начало серийного производства планируется в 2023 году.


Конструкция

Крыло и планер

На самолете используется высокоэффективное крыло, тщательно отработанное ОКБ совместно с ЦАГИ. Механизация крыла позволяет совершать взлет и посадку с ВПП длиной менее 1600 м. Впервые в практике советского авиапрома масса деталей из композитных материалов составила 10 % от массы планера.

Силовая установка

На Ил-114 могут использоваться пара двигателей ТВ7-117С или 127H, производства Pratt & Whitney. При разработке самолета особое внимание было уделено снижению уровня шума как на местности, так и в кабине. Для этой цели были разработаны шестилопастные малошумные воздушные винты СВ-34 с пониженной частотой вращения. Кроме этого увеличен зазор между концами лопастей и обшивкой фюзеляжа.

Оборудование

Самолёт оснащен цифровым комплексом авионики ЦПНК-114 с пятью цветными многофункциональными дисплеями, разработанными отечественными фирмами при содействии ГосНИИ АС и НИИАО. Навигационное оборудование позволяет совершать посадку в погодных условиях по категории II ИКАО. По желанию заказчиков самолёт может быть оборудован авионикой зарубежного производства. Пилотажно-навигационный комплекс позволяет пилотировать самолет экипажу из двух человек.


Модификации

Ил-114-100 (Ил-114РС) — вариант с ТВД Pratt & Whitney 127H (2 × 2750 л. с.). От исходного варианта он отличается повышенной экономичностью и несколько увеличенной дальностью полёта с максимальной коммерческой нагрузкой.

Ил-114ЛЛ — летающая лаборатория на базе Ил-114, изготовленная в Ташкенте по заказу Санкт-Петербургского научно-производственного предприятия Радар ММС в 2004 году для испытания производимого оборудования.

Ил-114Т — грузовой самолёт, отличается от исходного варианта грузовой кабиной, оснащённой напольной механизацией, обеспечивающей быстрое выполнение погрузочно-разгрузочных работ, средствами предотвращения смещения грузов и боковой дверью, расположенной с левого борта фюзеляжа за крылом. Самолёт демонстрировался на авиасалоне МАКС-1997.

Проекты

Ил-114-300 — на самолёте предполагается установка двух турбовинтовых двигателей ТВ7-117СМ (мощность 2650 л. с.) с малошумными шестилопастными воздушными винтами СВ-34.03, вспомогательной силовой установки ТА-1 и цифрового пилотажно-навигационного комплекса ЦПНК-114М2. Для унификации с Ил-112 планируется замена двигателей на модернизированные ТВ7-117СТ, мощностью — 2800 л. с.

Ил-114М — проект самолёта с ТВД ТВ7-117СМ и увеличенной взлётной массой.

Ил-114МА — проект самолёта Ил-114М с двигателями Pratt & Whitney Canada, рассчитанный на перевозку 74 пассажиров.

Ил-114МП — проект морского патрульного самолёта, способный вести борьбу против надводных кораблей и подводных лодок. Предполагалась установка поисково-прицельного комплекса «Морской Змей» производства НПО Ленинец, которым оснащены модернизированные Ил-38 и Ту-142.

Ил-114П — проект упрощенного варианта Ил-114МП, оптимизированный для патрулирования прибрежных экономических зон и выполнения поисково-спасательных заданий.

Продолжительность полёта — до 10 часов.

Ил-114ПР — проект самолёта для радиотехнической разведки и РЭБ.

Ил-114ФК — проект военного варианта для разведки и картографирования.

Ил-140 — проект варианта для контроля тактической воздушной обстановки.

Ил-140М — проект самолёта для экологического мониторинга и проведения морских поисково-спасательных операций.


Технические характеристики Ил-114

Экипаж: 2 человека

Пассажировместимость: 64 человека

Грузоподъёмность: 6,5 Т

Длина: 26,9 м

Размах крыла: 30,0 м

Высота: 9,3 м

Площадь крыла: 81,9 м²

Масса пустого: 13 700 кг

Максимальная взлётная масса: 23 500 кг

Силовая установка: 2 × ТВ7-117

Мощность двигателей: 2 × 2500 л. с.