Ил-103

Ил-103 — четырёхместный лёгкий одномоторный поршневой пассажирский самолёт.


История создания

В 1990 году ОКБ имен и С. В. Ильюшина приступило к разработке легкого поршневого самолета, который мог бы использоваться в качестве многоцелевого самолета для гражданских целей (перевозка четырех пассажиров или 400 кг груза на расстояние до 1000 км; воздушное наблюдение за авто- и железными дорогами, нефте- и газопроводами, лесными массивами и пр.), а также в качестве учебно-тренировочного самолета для первоначальной подготовки летчиков военно-воздушных сил и других силовых ведомств. Причем изначально планировалась его сертификация как для отечественного рынка, так и по западной системе сертификации.

Первый полет опытного самолета, получившего название Ил-103, состоялся 17 мая 1994 года.


Производство и эксплуатация

Первый серийный Ил-103 вышел на испытания в январе 1995 года, в том же году на заводе была заложена серия из 10 таких машин. Шесть из них к началу 1998 года были поставлены заказчикам.

В марте 1996 года Ил-103 получил сертификат летной годности по нормам FAR-23 и АП-23.

Самолет предлагался в двух вариантах – двухместный учебно-тренировочный самолет или четырех- /пятиместный туристический самолет. Для российского рынка был разработан вариант Ил-103-01, а для зарубежных заказчиков предлагались две модификации – Ил-103-10 и Ил-103-11 которые имели менее сложное БРЭО.

Впоследствии к ним добавился Ил-103ЛЛ -летающая лаборатория, совершившая первый полет в 2003 году и оснащенная на тот момент зарубежной авионикой и отечественным жидкокристаллическим индикатором.

В 2000 году в воздух поднялся первый Ил-103СХ – сельскохозяйственный вариант самолета, а в июне 2002 года разработчик анонсировал модификацию Ил-103П – патрульный самолет, проектировавшийся в расчете на заказ со стороны Казахстана.

В настоящее время Ил-103 находится в эксплуатации у ряда гражданских операторов, а также у военных ведомств Беларуси, Лаоса, Перу и Южной Кореи. По имеющимся данным, выпущено не менее 66 самолетов.


Конструкция

Самолет спроектирован по стандартной аэродинамической схеме с низким расположением крыльев. За счет применения однощелевого поворотного закрылка повышаются несущие свойства самолета. Также Ил-103 может выполнять фигуры высшего пилотажа.

В целом самолет был цельнометаллический за исключением отдельных элементов – законцовок крыла, рулей высоты и их триммеров, а также части руля направления, которые изготавливались с применением современных композиционных материалов.

Шасси

Шасси рессорное, неубирающееся, трехопорное. Самолет может эксплуатироваться на грунтовых взлетно-посадочных полосах. На вилке передней опоры устанавливают демпфер. На основных колесах установлены гидравлические дисковые тормоза, гидравлика также обеспечивает управление самолетом во время руления.

Силовая установка

Силовая установка - двигатель американского производства Teledyne Continental IO-360. На взлетном режиме развивает мощность 210 л. с. при оборотах 2800 в минуту. Двигатель шестицилиндровый, расход топлива 25-26 кг/час. Воздушный винт двухлопастной Hartzell Propeller. Диаметр винта 1,9 метра.

Оборудование

В пилотажно-навигационное оборудование входит: акселерометр, светосигнализаторы, указатель высоты, доска управления радиостанцией, индикаторы давления топлива, индикаторы температуры масла и головок цилиндра, авиагоризонт, гирополукомпас, приемоответчик, указатель глиссады, навигационная многоканальная система, вариометр, указатели разворота, скорости и горизонта.

Аварийно-спасательная система

На самолете установлена аварийно-спасательная система. При возникновении аварийного происшествия самолет можно покинуть с помощью откидных створок фонаря. Парашюты расположены в спинках сидений, в салоне имеется аптечка.


Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Экипаж
1 человек
Пассажировместимость
3 человека
Длина
8 м
Высота
3,135 м
Площадь крыла
14,71 м²
Масса пустого
900 кг
Нормальная взлётная масса
1310 кг
Силовая установка
1x Teledyne Continental IO-360

Лётные характеристики

Максимальная скорость
340 км/ч
Крейсерская скорость
180 км/ч
Практическая дальность
800 км
Практический потолок
4000 м
Скороподъёмность
3,167 м/сек