Dassault Falcon 7X

Dassault Falcon 7X — реактивный самолёт бизнес-класса, выпускаемый компанией Dassault Aviation.


История создания

В спроектированном «С чистого листа» самолёте бизнес-класса Dassault Falcon 7Х разработчики постарались максимально учесть собственный опыт проектирования истребителей, создав самолет большой дальности полета с околозвуковой скоростью и хорошими взлетно-посадочными характеристиками. Самолет проектировался по безбумажной технологии, с помощью конструкторского программного обеспечения САТIА.

Dassault анонсировала новый самолет на Парижском авиасалоне в 2001 году, а в 2002 году проект получил обозначение Falcon 7Х.

Первый опытный образец самолета поднялся в воздух 5 мая 2005 года, а уже в июне был впервые представлен публично на авиасалоне в Париже.

По ходу летных испытаний в феврале 2006 года было принято решение об установке на крыло винглетов с целью увеличения дальности полета. Вариант с винглетами получил сертификат летной годности в начале 2007 года, что позволило на рынке позиционировать 7Х в качестве альтернативы не только самолетам Global 5000 и G450, но также Global Express XRS и G550.

26 сентября 2006 года программа 7Х получила мощный толчок вперед – NetJets Europe заказала 24 самолета на сумму 1,1 млрд долларов. 27 апреля 2007 года самолет сертифицировали по нормам летной годности Европы и США, первый самолет заказчик получил 14 июня 2007 года.


Эксплуатация

На момент сертификации компания имела заказы на постройку 165 самолетов Falcon 7Х. 8 мая 2009 года налет самого «старого» 7Х достиг 1000 часов.

Среди достижений 7X значится получение в феврале 2009 года допуска на посадку с крутым снижением в аэропорту Лондон-Сити. Годом позже компания разрешила 80 подготовленным летчикам выполнение рейсов из Тетерборо, штат Нью-Джерси, в Лондон-Сити и обратно без промежуточной заправки топливом.

В 2019 году начались поставки первых самолетов азиатским заказчикам – сначала из Индии, затем из Китая.

Президентские Falcon

Хотя новые Falcon успеха 900-й модели в роли самолетов для очень важных персон (VVIP) не повторили, их, тем не менее, закупили шесть стран. Большинство заказчиков вполне устраивает Falcon 900, замены которому они просто не ищут. Франция использует два Falcon 7Х в качестве правительственных самолетов, два самолета аналогичного назначения закупила и Нигерия.

Два самолёта использует российский специальный лётный отряд на базе государственной авиакомпании «Россия» для перевозки высших должностных лиц государства.


Конструкция

Falcon 7Х – один из самых технически совершенных современных бизнес-джетов, он обладает уникальными возможностями и способен победить в «гонке за летными данными» у таких самолетов, как Gulfstrim G500 и Global Express. Лайнер остается единственным трехдвигательным бизнес-джетом, находящимся в серийном производстве. Самолет развивает скорость, близкую к звуковой.

ЭДСУ

Компания Dassault одной из первых стала устанавливать на самолеты электродистанционные системы управления (ЭДСУ). В кабине установлена боковая ручка управления. Это первый в мире серийный бизнес-джет с ЭДСУ. Во многих отношения 7Х близок к современным истребителям. Классический Falcon легок в управлении, но управлять 7Х еще проще и комфортнее именно благодаря наличию ЭДСУ. Вся необходимая пилотам информация выводится на четыре дисплея EASy, дополненные ИЛС.

Новое крыло

Ключевым фактором высоких летных данных лайнера 7Х стало новое крыло. Стреловидность корневых частей крыла составляет 34°, стреловидность внешних частей – 30°. Угол стреловидности не так велик, как у других современных бизнес-джетов, что позволяет сохранять хорошую управляемость на малых скоростях. За счет интенсивного компьютерного моделирования на стадии НИОКР удалось добиться высокой эффективности крыла в области трансзвуковых скоростей. Новые крыло на 35 % эффективнее крыла Falcon 900 за счет использования суперкритического профиля, аэродинамической крутки носка (угол закручивания 5°) и большего удлинения (9,72).

Винглеты

Решение использовать винглеты конструкторы приняли на поздней стадии проектирования, это был один из способов выиграть конкуренцию у Global Express XRS и G550.


Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Максимальный взлётный вес, кг
31752
Экипаж, чел.
2
Максимальное число пассажиров
19
Длина салона, м
11,90
Ширина салона, м
2,34
Высота салона, м
1,88
Объём салона, м³
42,48
Длина самолёта, м
23,19
Высота самолёта, м
7,83
Размах крыла, м
26,21
Двигатель (x3)
Pratt & Whitney PW307A

Лётные характеристики

Дальность, км
11020
Крейсерская скорость, км/ч
904
Практический потолок, м
15550
Длина разбега, м
1680
Длина пробега, м
1190