COMAC ARJ21 (Xiangfeng — "парящий феникс") – двухдвигательный региональный пассажирский самолёт разработанный компанией Commercial Aircraft Corporation of China Ltd., входящей в государственную корпорацию AVICI.
История создания
Бурный рост экономики Китая привел к резкому увеличению пассажиропотока на внутренних линиях небольшой и средней протяженности.
Работы по ARJ21 стартовали в марте 2002 года под эгидой госкомпании АСАС (AVIC Commercial Aircraft Соmрапу). Работы сильно затянулись, выкатка первого прототипа состоялась лишь 21 декабря 2007 года.
В 2009 году консорциум АСАС реорганизовали, и программа перешла под контроль корпорации СОМАС. Из-за проблем технического порядка первый полет несколько раз откладывался и состоялся только 28 ноября 2008 года на аэродроме в Шанхае. С тех пор к первому прототипу присоединилось еще три - опытный и две машины, предназначенные для статических испытаний.
Четвертый прототип поднялся в воздух в ноябре 2010 года. В ноябре 2010 года во время статических испытаний произошло разрушение крыла ARJ21 до достижения расчётной нагрузки. Это привело к изменению программы испытаний и переносу ожидаемого срока поставок на конец 2011 года. Однако, ни в 2011, ни в 2012 годах испытания так и не были завершены.
К марту 2013 года четыре прототипа налетали более 2800 часов. Китайский сертификат типа выдан 30 декабря 2014 года.
Производство и эксплуатация
ARJ21 построен с использованием производственной оснастки от MD90 и имеет такие же сечение фюзеляжа, профили носовой части и хвостового оперения. Однако самолет получил совершенно новое крыло, разработанное украинскими специалистами ОКБ им. О. К. Антонова. Украинцы разработали аэродинамику современного суперкритического крыла, геометрический расчёт и интегральный анализ нагрузок конструкции. Они также провели испытания в аэродинамической трубе модели крыла, агрегатов и самолёта целиком.
При производстве самолёта используются материалы, комплектующие и системы зарубежных производителей из Европы и США таких как Rockwell Collins, Honeywell и Liebherr Aerospace, General Electric.
Самолет предназначен в основном для полетов из крупных аэропортов в более мелкие близлежащие аэропорты, но может использоваться и на линиях, связывающих между собой региональные центры.
Первый серийный ARJ21-700 был передан в авиакомпанию Chengdu Airlines 29 ноября 2015 года. В ходе опытной эксплуатации, продолжавшийся с 28 июня 2016 года до ноября 2016 года, два 90-местных ARJ21-700 совершили в общей сложности 108 перелетов между городами Ханчжоу и Шанхай.
Внутренние потребности Китая в авиалайнерах растут ежегодно, поэтому спрос на ARJ21 будет расти. Воздушными линиями связаны между собой 170 городов Китая - это вторая в мире по величине авиационная сеть, а Китай - второй в мире по объему рынок сбыта гражданских самолетов.
Конструкция
Максимальная взлетная масса ARJ21-700 составляет 40500 кг. Самолет рассчитан на перевозку 90 пассажиров в конфигурации с салоном одного класса или 78 пассажиров в салонах смешанного класса. Кресла расположены по пять в ряд. Стандартный вариант имеет дальность полета 2224 км, вариант повышенной дальности - 3706 км.
Силовая установка
На самолете используются два ТРДД CF34-10A фирмы General Electric. Двигатель является специальным вариантом CF34-10E от EMBRAER ERJ 190.
Модификации
Кроме базового варианта, корпорация СОМАС разрабатывает удлиненную и грузовую модели, самолет бизнес-класса.
ARJ21-700 — базовая модель вмещающая от 70 до 95 пассажиров.
ARJ21-900 — вариант вмещающий от 95 до 105 пассажиров.
ARJ21F — транспортный вариант рассчитанный на коммерческую нагрузку до 10150 кг.
ARJ21B — самолет бизнес-класса.