Bombardier 415 — турбовинтовой двухмоторный противопожарный самолёт-амфибия, разработанный компанией Canadair и производимый канадской компанией Bombardier.
История создания
Компания Canadair после модернизации 17 самолетов CL-215 в турбовинтовые CL-215T приступила к разработке нового варианта турбовинтовой противопожарной амфибии. В 1986 году Canadair была поглощена компанией Bombardier, которая использовала CL-215T как основу для создания более совершенного варианта с цифровым приборным оборудованием - CL-415. Сейчас самолет известен как Bombardier 415. Сейчас самолет известен как Bombardier 415.
Первый Bombardier 415 поднялся в воздух 6 декабря 1993 года. В декабре 1994 года первую заказанную машину передали Франции. Большое количество заказов на новый самолет-амфибию поступило от организаций, которые эксплуатировали CL-215 и СL-215Т.
Самолет может быть использован для выполнения поисково-спасательных операций, доставки групп спасателей и специального оборудования в районы бедствия. Он также выпускается в морском патрульном варианте 415МР, оснащенных РЛС бокового обзора и другим специальным оборудованием.
Эксплуатация
415-е успешно используются в странах, где леса расположены на холмах недалеко от морского побережья или крупных водоёмов. Самолеты активно используются правительствами Канады, Франции, Италии, ВВС Хорватии, Греции, Марокко, Малайзии, Испании.
ВВС Греции заказали десять самолётов в противопожарном и морском патрульном вариантах. Во время лесных пожаров в 2007 и 2008 годах греческие CL-415 и CL-215 показали себя с наилучшей стороны. Самолеты забирали воду в Средиземном море при высоте волн до 1 метра.
Конструкция
По своим летным данным и эффективности применения Bombardier 415 превосходит своего предшественника – поршневой CL-215. 415-й способен выполнять вираж очень небольшого радиуса с установившейся перегрузкой 3,5g.
Двигатели
Самолёт оборудован двумя турбовинтовых двигателями Pratt & Whitney Canada PW123AF мощностью по 2380 л.с. Двигатели установлены над крылом для защиты их от водяных брызг при взлете, посадке и заборе воды. При необходимости замену двигателя можно произвести не только на берегу, но и при нахождении амфибии в воде. Двигатели снабжены четырехлопастными винтами Hamilton Standard.
Цифровое приборное оборудование
В кабине летчиков установлена информационная система Hoпeywell EDZ-605 с двумя электронными высотомерами, электронным индикатором обстановки в горизонтальной плоскости, а также три активных жидкокристаллических индикатора ParkerGull.
Винrлеты
Винглеты предназначены для повышения путевой устойчивости и более точного управления самолетом на малых высотах.
Хвостовое оперение
Хвостовое оперение на 415-м отличается от оперения CL-215. Из-за установки ТВД точка приложения силы сместилась вперед, поэтому для сохранения путевой устойчивости на прежнем уровне в районе стыка носков стабилизатора и киля сделали каплеобразный наплыв, а на стабилизаторах смонтировали стреловидные шайбы, установленные с разворотом к левому борту для компенсации разворачивающего момента винтов.
Общая оценка эффективности
Bombardier 415 обладает хорошей маневренностью на воде и может следовать извивам реки или избегать препятствий вроде отмелей. Амфибия набирает 6137 л всего за 12 секунд. Забор воды возможно осуществлять едва ли не из любого водоема, причем для повторного заполнения баков амфибии нет нужды возвращаться на аэродром. Противопожарная пена добавляется в баки с водой автоматически.
Успех 415-го на рынке во многом объясняется небольшим временем подготовки самолета к выполнению задания. Экипаж способен взлететь уже через пять минут после получения приказа. Уникальные возможности Bombardier 415 спасли сотни жизней и огромные площади лесов по всему миру.
Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Пассажировместимость: 8 человек
Длина: 19,82 м
Размах крыла: 28,6 м
Высота: 8,9 м
Площадь крыла: 100 м²
Масса пустого: 12 880 кг
Максимальная взлётная масса
с земли: 19 890 кг
с воды: 17 170 кг
Двигатели: 2× ТВД Pratt & Whitney Canada PW123AF
Тяга: 2× 2 380 л.с. (1 774 кВт)
Максимальная скорость: 359 км/ч
Крейсерская скорость: 333 км/ч
Скорость сваливания: 126 км/ч
Практическая дальность: 2 443 км
Практический потолок: 4 500 м
Скороподъёмность: 8,1 м/с