Гражданский самолёт Boeing 787 Dreamliner

Boeing 787 Dreamliner

Boeing 787 Dreamliner – широкофюзеляжный двухдвигательный пассажирский самолёт средней грузоподъемности, разработанный и производимый американской компанией Boeing.

Самолет стал первым пассажирским самолётом компании, в конструкции которого широко использованы композитные материалы.


История

Sonic Cruiser

К концу 1990-х стало очевидно, что Boeing 767 значительно устарел и не может конкурировать с новыми разработками такими, как Airbus A330. В 2001 году Boeing объявил о начале разработки нового проекта, Boeing Sonic Cruiser. Boeing заявлял, что новый самолёт сможет летать на скорости, близкой к звуковой (М=0,98), при этом в среднем расходуя не больше топлива (за счёт уменьшенного времени полёта), чем 767-й или А330. Однако из-за террористических атак 11 сентября и повышающихся цен на нефть стало ясно, что авиакомпании больше заинтересованы в экономичности полётов, чем в скорости, и проект Sonic Cruiser, к тому же дорогостоящий и технологически сложный, был приостановлен.

787

История Boeing 787 началась с внутренней программы Boeing, которая называлась Yellowstone и предусматривала полную замену непроизводимой линейки авиалайнеров самолетами трех новых типов: Y1 предназначался для замены семейства 737, среднеразмерный Y2 - для замены 767, а YЗ – для замены 777 и 747. Программу Y2 анонсировали 29 января 2003 года, через месяц после объявления о закрытии программы самолета Sonic Cruiser.

26 апреля 2004 года Boeing представил миру свой новый проект под кодовым именем 7E7, где «Е» обозначала «Eight», то есть проектировался авиалайнер 787. В 2003 году объявили конкурс на название для 787-го, победителем стало Dreamliner.

Первые 787 были представлены на церемонии 8 июля 2007 года на заводе Boeing в Эверетте. Разработка и производство 787 проводились в масштабном сотрудничестве со многими компаниями-подрядчиками по всему миру. Было сформировано международное сообщество субподрядчиков, важнейшими из которых стали компании Kawasaki и Мitsublshi. Окончательная сборка происходит на заводе Boeing Everett в Эверетте, штат Вашингтон, и на заводе Boeing в Северном Чарльстоне, штат Южная Каролина.

Первые полеты и сертификация

Несмотря на внушительный портфель заказов, первый полет 787-го переносился пять раз из-за задержки с отработкой программного обеспечения, проблемами с поставками комплектующих и забастовками рабочих.

Первый полет авиалайнера состоялся 15 декабря 2009 года. Окончательная сертификация типа Федерального управления гражданской авиации США (FAA) и Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) была получена в августе 2011 года.

Авиакомпания All Nippon Airways (ANA) внесла заметный вклад в разработку авиалайнера, а второй построенный самолет окрасили в цвета данной авиакомпании. В июле 2011 года ANA выполнила несколько ознакомительных полетов на 787-м. Первый самолет передали авиакомпании 25 сентября 2011 года, через два дня он приземлился в Ханеда.

В общей сложности Boeing потратил 32 миллиарда долларов на программу 787.


Эксплуатация

Самолет вступил в коммерческую эксплуатацию 26 октября 2011 года в авиакомпании All Nippon Airways. Удлиненный вариант 787-9, впервые полетел в сентябре 2013 года.  Поставки 787-9 начались в июле 2014 год, а начало коммерческой эксплуатации 7 августа 2014 года с All Nippon Airways, и спустя два дня в авиакомпании Air New Zealand.

Проблемы при эксплуатации

Самолет столкнулся с рядом проблем в процессе эксплуатации, связанных с литий-ионными батареями, включая пожары на борту во время коммерческой эксплуатации. Эти проблемы были рассмотрены как FAA, так и Японским бюро гражданской авиации. В январе 2013 года FAA выпустило директиву, которая запретила полеты всех 787 в США, другие органы гражданской авиации последовали примеру FAA. После того, как Boeing завершил испытания обновленной конструкции батареи, FAA одобрило новую конструкцию и сняло запрет на полеты в апреле 2013 года. В конце апреля 2013 полёты Boeing 787 были возобновлены.


Конструкция

На 787-м стремились использовать новейшие технические решения для снижения расхода топлива. Экономической эффективности способствовали установка новейших двигателей, передовая аэродинамика и интенсивное использование композитных материалов.

Фюзеляж

50 % элементов фюзеляжа изготовлены из композитных материалов на основе углерода (в модели 777 это лишь 9 %). В результате 787-й стал легче и прочнее, чем обычный лайнер с алюминиевым фюзеляжем. Багажное отделение, благодаря плоскому днищу фюзеляжа, позволяет разместить на 45 % больше багажа, чем умещалось в модели Boeing 767.

Крыло

Стреловидные плоскости крыла 787-й модели с переменным изгибом законцовок на 2 % увеличивают подъёмную силу, по сравнению с 767-й моделью. Эти крылья длиннее, чем у других самолётов подобного класса, что придаёт им дополнительную эластичность. Механизмы закрылков, антиобледенительное электрооборудование и прочие системы смонтированы единым блоком, что облегчает их обслуживание и снижает вероятность отказов.

Силовая установка

Малошумный и сверхэкономичный двигатель GEnx компании General Electric — один из двух, которые устанавливаются на 787-й (второй — Trent 1000 компании Rolls-Royce).

В двигателе GEnx и корпус, и лопатки вентилятора изготовлены из композитных материалов, металлическая только ведущая кромка. В результате двигатель выходит на режим рабочей тяги при более низких температурах, что, соответственно, даёт меньшие объёмы углеводородных выбросов. Оба двигателя для 787 имеют одинаковый интерфейс подключения к системам самолёта, что позволяет менять тип двигателей в процессе эксплуатации самолёта.

Boeing совместно с NASA разработали новую форму срезов гондол двигателей. Задняя кромка мотогондол имеет зубчатую форму. Зубцы были названы «шевронами». Такое решение позволяет снизить шумность двигателя за счёт более плавного смешения реактивной струи с окружающим воздухом и сэкономить несколько сотен килограммов звукоизолирующих материалов.

Кабина пилотов

В кабине Boeing 787 перед пилотами смонтированы проекционные индикаторы. В систему управления входит так называемый «электронный план полёта» — два экрана (по одному для каждого пилота), на которые выводятся схемы руления, захода на посадку и карты местности.

Пассажирский салон

Салон Boeing 787 на 40 см шире, чем у предшественника Boeing 767, что позволило поставить больше сидений. Увеличился размер туалетов. Теперь, развернув перегородку между ними, можно организовать доступ для людей в инвалидных колясках. Верхние багажные полки стали существенно более вместительными, и на каждую из них можно расположить по четыре чемодана с колёсиками, что значительно больше, чем у предшественников.

Высота окон составляет 46 см — это рекорд среди всех коммерческих лайнеров. Иллюминаторы снабжены регулируемым электрохромным затемнением.


Модификации

Boeing 787-8 – базовый вариант семейства, рассчитанный как замена Boeing 767-200ER и Boeing 767-300ER. Вмещает до 250 пассажиров (в зависимости от конфигурации) и обладает дальностью полёта в 13 600 км.

Boeing 787-9 – удлинённый вариант, вмещающий до 290 пассажиров, с дальностью полёта в 14 100 км. Рассчитан как замена Boeing 767-400ER, а также конкурент пассажирским версиям Airbus A330 и Airbus А340-200.

Boeing 787-10 – удлинённый вариант, представленный на выставке в Ле-Бурже в 2013 году, вмещающий до 300—330 пассажиров, который может заменить Boeing 777-200, Boeing 777-200ER и составить конкуренцию Airbus А350-1000 на коротких маршрутах.