Boeing 777 — семейство двухдвигательных широкофюзеляжных пассажирских самолётов для авиалиний большой протяжённости. Самолет разработан в начале 1990-х годов фирмой Boeing, в эксплуатации с 1995 года.
История создания
Зимой 1986 года компания Boeing отказалась от планов разработки увеличенного варианта Boeing 767 в пользу совершенно нового лайнера размерностью между 767-300 и 747-400, с двумя ТРДД.
На принятие такого решения повлияло обострение конкуренции с концерном Airbus, внедрявшим новые технологии в проектирование и производство самолетов. Анализ рынка показывал, что к 1995 году, когда предполагалось начать эксплуатацию нового авиалайнера, рынок будет поделен между трехдвигательным McDonnell Douglas MD-11, четырехдвигательным Airbus А340 и двухдвигательным А330.
8 декабря 1989 года состоялась презентация представителям авиакомпаний нового самолета еще под рабочим обозначением 767-Х. 29 октября 1990 года Boeing запустила его в серию уже как 777-й, имея твердые заказы на 34 машины и опцион еще на 34 от авиакомпании United Airlines.
Головной самолет представили публике на церемонии выкатки, состоявшейся 9 апреля 1994 года в Эверетте, а 12 июня самолет выполнил первый полет продолжительностью 3 ч 48 мин. На момент первого полета 777-го в портфеле Boeing были заказы на 147 авиалайнеров.
Испытания
В программе летных испытаний были задействованы девять самолетов: пять с ТРДД Pratt & Whitney PW 4000, два - с General Electric GE90 и два - с Rolls-Royce Trent. Сертификаты FAA (Federal Aviation Admiпistration) и JAA (Joiпt Airworthiпess Authorities) были получены в один день - 19 апреля 1995 года.
ETOPS
Boeiпg 777 стал первым самолетом, который получил сертификацию на 180 минут ETOPS на все время эксплуатации (особые положения по полетам двухдвигательных самолетов). Для получения сертификации надежность каждого двигателя была проверена 3000 циклов включения/выключения, по одному самолету с двигателями каждого из трех типов испытывались на 1000 циклов включения/выключения. Первым сертификат ETOPS получил 30 мая 1995 года Boeing 777 с двигателями PW4000.
Цифровое проектирование
Благодаря использованию цифровой техники в работе над 777-м практически не было традиционных бумажных чертежей. 777-й стал первым авиалайнером, разработка которого от проектирования и до сборки шла почти на 100% в программной среде САТIА САD/САМ, созданной Dassault и IВМ. Мощная программа генерирует трехмерное изображение деталей и узлов, что позволяет находить и исправлять допущенные при проектировании ошибки на экране монитора, а не после изготовления в металле. Таким образом, отпала необходимость строить полноразмерный макет самолета.
С новыми технологиями процесс проектирования изменился радикально. Boeing сформировала 238 конструкторско-технологических групп с доступом к единой базе данных, работающих частично на конкурентной основе.
Но фирма пошла еще дальше и интегрировала в работу КБ и подрядчиков-производителей, и авиаперевозчиков-покупателей. Они получили беспрецедентную возможность участвовать в разработке авиалайнера. Концепция «работаем вместе» значительно сократила количество вносимых в конструкцию постпроектных изменений, уменьшила число неприятных сюрпризов, неминуемо проявлявшихся на начальном этапе производства и эксплуатации.
У покупателей появилась уверенность, что они получат именно тот самолет, который хотят. Испытания бортовых систем проводились на стендах лаборатории системной интеграции, здесь также удалось упредить и исключить потенциально опасные проблемы.
При разработке 777-го были внедрены не только передовые концепции проектирования и производства, но и конструкторско-технологические решения, которые позволили Boeiпg удержать ведущее, наряду с Airbus, положение на рынке гражданских самолетов.
Производственная кооперация
Сотрудничество авиастроительных фирм Японии с фирмой Boeing началось еще в 1970-е годы, поэтому привлечение к программе самолета 777 корпорации Jарап Aircraft Developineпt Corporation (JADC), выглядит закономерным. Японские фирмы разделили риски программы вместе с основным разработчиком и производителем, на долю JADC приходится 20 % объема работ по программе самолета 777.
В программе также принимает участие большое количество фирм из многих стран мира. Фирме Boeing удалось привлечь лучших производителей на каждой стадии изготовления самолета и его компонентов. Титан для самолетов 777 изготавливается в России. Большую часть бортового электронного оборудования, включая систему управления полетом, разработали и выпускают британские фирмы.
Эксплуатация
Эксплуатация Boeing 777 началась в компании United Airlines на авиалинии Чикаго – Лондон весной 1995 года. Возможность установки на самолет по желанию заказчиков любого из трех типов двигателей способствовала разработке многочисленных вариантов Boeing 777, едва ли не каждый заказчик получал свой специфический вариант.
6 марта 2012 года тысячный Boeing 777 получила авиакомпания Emirates — крупнейший эксплуатант модели. На май 2019 года в её авиапарке 158 самолётов модели 777.
Конструкция и особенности
Крыло
Боинг 777 отличают совершенная аэродинамика, стреловидное крыло большой площади с толстым профилем и значительным размахом. Такое крыло, оптимизированное по критерию полезная нагрузка/дальность, повысило скороподъемность. Крейсерскую скорость М=0,83 самолет может развивать на больших, чем его предшественники, высотах.
Шасси
Уникальное шасси разработано и выпускается фирмами Goodrich и Messier-Bugatti. Оно отличается от шасси других тяжелых самолетов наличием шестиколесных тележек основных опор, за счет чего удалось отказаться от третьей, средней, основной опоры шасси и серьезно упростить тормозную систему. Задняя пара колес каждой тележки управляется синхронно с поворотом носовой опоры шасси. В шасси использованы программируемые углеродные тормоза Bendix Carbenix 4000. На рулении используются только тормоза на трех колесах одной тележки, при этом педаль нажимается не до конца, при нажатии педали до упора включаются тормоза всех шести колес одной тележки. Обычно режим полного торможения может быть задействован только на взлете и при посадке.
Силовая установка
По желанию заказчика самолет может оснащаться двухконтурными турбореактивными двигателями любого из трех типов - General Electric GE90, Pratt & Whitney PW400 или Rolls-Royce Trent на основе двигателей семейства RВ211.
Кабина пилотов
Согласно современной практике гражданской авиации, экипаж самолета 777 состоит всего из двух пилотов. Главными элементами приборного оборудования кабины летчиков являются пять многофункциональных цветных жидкокристаллических индикаторов, установленные вместо традиционных стрелочных приборов аналогового типа.
Технические характеристики Boeing 777-300X
Экипаж: 2 человека
Длина: 73,9 м
Размах крыла: 64,8 м
Высота: 18,58 м
Площадь крыла: 427,8 м2
Масса пустого: 206,4 т
Максимальная скорость: 975 км/ч
Крейсерская скорость: 920 км/ч
Практическая дальность: 13 330 км
Практический потолок: 13 100 м
Полезная нагрузка: 365 пассажиров