Гражданский самолёт Boeing 767

Boeing 767

Boeing 767 — двухдвигательный широкофюзеляжный авиалайнер, предназначенный для совершения полётов средней и большой протяжённости. Первый двухмоторный авиалайнер, получивший право выполнять регулярные пассажирские рейсы через Атлантический океан.


История создания

Примерно через три года после начала эксплуатации 747-го доминирование Boeing на рынке авиалайнеров нарушил европейский Airbus А300. Совершенство конструкции вывело А300 в число мировых лидеров широкофюзеляжных авиалайнеров, Airbus продолжила свой успех, выпустив в дальнейшем А310.

7X7

Ответом Boeing на вызов Airbus стала программа 7Х7. Дискуссии и исследования по 7Х7 велись около 10 лет. Рассматривались различные компоновки, включая использование Т-образноrо оперения, установленные над крылом двигатели. Особое внимание уделялось улучшению экономичности самолета, так как в тот период резко увеличились цены на топливо. Мировой рынок оценивался в 900 – 1000 самолетов. В июле 1978 г. фирма начала официальную программу, присвоив самолету обозначение 767. Для нового самолета выбрали классическую компоновку, внешне она очень напоминает своего прямого конкурента из Airbus. Фюзеляж меньшего, чем у А300 и А310, диаметра имел и меньшее лобовое сопротивление, что позволило получить большую дальность полета.

Развитие модельного ряда

Летные испытания опытного самолета 767-200 начались 26 сентября 1981 г. В конце июля 1983 г. был сертифицирован вариант с двигателями JT9D-7R4D, а в начале сентября — самолет с ТРДД CF6-80A.

Под обозначением 767-200ER разработали вариант с увеличенной взлетной массой, а также дальностью полета с 6000 км до 12611 км у самого тяжелого ER. Модель 200ER стала популярной у зарубежных заказчиков, особенно среди небольших компаний, желавших получить современные авиалайнеры вместимости меньшей, чем у 747-го. Испытания варианта 767-200ER начались 6 марта 1984 г. В конце апреля 1984 г. самолет был сертифицирован.

В феврале 1983 г. авиакомпаниям впервые был предложен вариант самолета 767 с удлиненным фюзеляжем. Официально разработка самолета, получившего обозначение 767-300, началась в осенью 1984 г. Боинг 767-300 отличается от исходной модели 767-200 удлиненным на 6,43 м фюзеляжем, усиленной конструкцией планера и шасси. Первый полет самолета 767-300 состоялся 30 января 1986 г. В сентябре 1986 г. самолет получил сертификат FAA одновременно для двигателей CF6 и JT9D. В декабре 1989 г. был сертифицирован вариант с двигателями Rolls-Royce RВ211.

Последующим развитием данного самолета стал вариант 767-300ER с увеличенной дальностью полета. Первый самолет поднялся в воздух 9 ноября 1986 года. Лайнер имел увеличенные запас топлива и максимальную взлетную массу. Во время первой демонстрации нового варианта в 1986 году максимальная взлетная масса составляла 172 368 кг, впоследствии она возросла до 184 615 кг, а к 1993 году – до 186 883 кг. В середине 1987 г. был сертифицирован вариант с двигателями CF6фирмы General Electric, весной 1988 г. — с двигателями JT9D фирмы Pratt & Whitney, а в декабре 1989 г. – вариант с двигателями Rolls-Royce RВ211.

К концу 1990-х годов конкуренция со стороны А330 и А340 существенно возросла, поэтому Boeing в качестве ответа разработала вариант, получивший обозначение Boeing 767-400ЕR – официальный старт программе был дан в январе 1997 года. Первый полет новая машина выполнила 9 октября 1999 года.


Производство и эксплуатация

767-му были гарантированы заказы внутреннего рынка США, так как самолет виделся идеальным для экономичных перевозок между крупными американскими городами. Однако заказы для внутриамериканского рынка оказались меньше ожидаемых, так как первые попытки утвердиться в США начал предпринимать концерн Airbus.

14 июля 1978 года получила заказ на 30 самолетов от United Air Lines, покупателями стали также Americaл Airlines, Delta Air Lines, Trans World Airlines.

Географическая изоляция предопределяла закупку самолетов с большой дальностью. Примером подобных заказчиков 767-го служат Air Mauritius и QANТAS. Самолет для первой выполнил поставочный полет 17 апреля 1988 года, один из самолетов для этой компании пролетел без посадки 14 044 км из Галифакса в свою новую гавань за 16 часов 27 минут, установив мировой рекорд дальности для коммерческого самолета с двумя двигателями.

В отличие от других широкофюзеляжных самолётов второго поколения — французских Airbus A300 и A310 и российского Ил-96, уже практически сошедших со сцены, Boeing 767 на настоящее время продолжает производиться и активно эксплуатируется по всему миру.


Конструкция

Конструкция 767 сочетает в себе высокую, в сравнении с моделью 747, эффективность использования топлива, гибкость в использовании, низкий уровень шума и современные системы авионики, включая полностью цифровую систему управления полётом. Для его создания использовались самые современные на тот момент материалы, такие как новые алюминиевые сплавы и различные композитные материалы.

Крыло

Механизация крыла включает шестисекционные предкрылки, расположенные почти по всей длине его передней кромки. На крыле также имеются интерцепторы производства компании Alenia, изготовленные из композитов и выполняющие роль воздушных тормозов или гасителей подъемной силы.

Силовая установка

Важным качеством семейства 767 была их классификация, как самолетов класса ETOPS. Она позволяет двухдвигательным самолетам выполнять трансокеанские рейсы, оставаясь в течение двух-трех часов без альтернативного (на случай отказа) аэродрома. Это стало возможным благодаря современным сверхнадежным двигателям самолета.

Изначально 767-й создавался под двигатели двух марок - Pratt & Whitпey (JT9D) и Geпeral Electric (CF6). Двигатели General Electric впервые установили на пятом самолете, выполнившем первый полет 19 февраля 1982 года. В процессе эксплуатации были разработаны и другие варианты силовой установки – двигатели семейства PW4000 тягой 252-267 кН, а также с двигатели Rolls-Royce RВ211-524H тягой 270 кН.

Для новых представителей семейства 767-го были разработаны и более мощные варианты двигателей – СF6-80С2 и РW4060, имевшие тягу от 267 кН до 276 кН. Максимальный запас топлива во всех случаях - 90 770 л.

Вспомогательная силовая установка (ВСУ)

ВСУ фирмы Honeywell находится в хвостовой части фюзеляжа ее воздухозаборник расположен в верхней части фюзеляжа по левому борту -почти на уровне задней кромки руля направления, а сопло ВСУ- в крайней части хвостового обтекателя. На моделях 767-200/-300 от ВСУ работает электрогенератор мощностью 90 кВА, от которого питается система кондиционирования и освещения салона, когда самолет находится на земле и его двигатели не работают, или же в полете в аварийной ситуации. ВСУ также обеспечивает работу гидравлической системы и системы аварийной герметизации салона.

Кабина экипажа

В состав приборного оборудования кабины Вoeing 767-200 входит аппаратура электронного пилотажно-навигационного комплекса Honeywell EFIS-700 и широкий набор средств связи. По желанию заказчика может быть установлена выпускаемая компанией Воеing система предупреждения о сдвиге ветра и коррекции параметров полета. На Boeing 767-400 внедрена новая кабина созданная на базе самолетов Boeing 777 и Вoeing 737NG с пятью ЖКИ. Все модификации имеют экипаж из двух человек, управление Boeing 767 идентично Boeing 757, что позволяет менять экипажи при необходимости.

Пассажирский салон

Салон 767 почти на 1,5 метра шире, чем салоны самолётов более ранних конструкций, и в результате он мог вместить около 224 пассажиров в стандартной компоновке с тремя классами салонов, однако имеется много возможностей по увеличению количества пассажирских мест. Модификация 767-300 имеет максимальную вместимость 350 мест, но в стандартной двухклассной компоновке - всего 269.


Модификации

767-200 – первый вариант самолётов семейства.

767-200ER – самолёт с увеличенной дальностью полетов, по сравнению с моделью 767-200. Стал первым самолётом в семействе 767, способным совершать беспосадочные трансатлантические полёты.

767-300 – представляет собой удлинённый на 6,43 метра 767-200. Непосредственным конкурентом 767-300 является Airbus A330-200.

767-300ER – версия 767-300 с увеличенной дальностью полёта.

767-300F – является заводской грузовой версией 767-300ER. Вмещает 24 стандартных поддонов размером 2200×3200 мм на верхней палубе и до 30 контейнеров LD2 на нижней. Общий объём перевозимого груза составляет 438 м3.

767-400ER – модификация на 6,43 м длиннее модификации 767-300 и имеет длину 61,4 м. Размах крыла увеличен на 4,36 м за счёт более длинных и скошенных законцовок. Кроме этого, было внедрено новое пилотажное оборудование, пересмотрена конструкция шасси и установлен интерьер салона Signature Interior, впервые появившийся на Boeing 777.