Гражданский самолёт Boeing 757

Boeing 757

Boeing 757 – пассажирский двухмоторный узкофюзеляжный самолёт для маршрутов средней дальности, производившийся компанией Boeing с 1981 по 2004 годы.


История создания

В начале 1970-х годов Боинг начала исследования среднемагистрального пассажирского самолета, предназначенного для замены самолетов типа 727. Новый самолет должен был иметь значительно улучшенную экономичность в связи с резким увеличением стоимости топлива.

В 1977 году было впервые объявлено о проекте самолета 7N7, рассчитанного на перевозку 136 пассажиров. В середине 1978 года рассматривался вариант на 160 мест, и к этому времени самолет получил обозначение 757. В дальнейшем его вместимость увеличилась до 189 мест.

Официально программа разработки самолета 757 началась в августе 1978 года. Проект 160-местного варианта 757-100 не получил своего развития, и основным стал самолет 757-200 на 189 пассажиров.

Первый полет опытный самолет с двигателями RB211-535 выполнил 19 февраля 1982 года. В конце декабря 1982 года самолет завершил сертификацию в США, а в середине января 1983 г. — в Великобритании. Летные испытания самолета с ТРДД PW2037 начались в марте 1984 г., сертификация завершилась в конце октября 1984 г.

Особенностью программы Boeing 757 было то, что одновременно с ним велась разработка широкофюзеляжного самолета 767, который также рассматривался как высокоэкономичный самолет нового поколения. При их разработке фирма Боинг решила использовать единые бортовые и электронные системы, в частности общую кабину экипажа.


Производство и эксплуатация

Стартовыми заказчиками стали British Airways и Eastern Airlines. 31 августа 1978 года эти две авиакомпании разместили предварительные заказы. 2 марта 1979 года British Airways подписала твердый контракт, а Eastem сделала это три недели спустя.

1 января 1983 года Eastern Airlines получила первую серийную машину. После получения заказа на 60 самолетов от Delta карьера Boeing 757 пошла вверх. Всего же Boeing поставила 1049 лайнеров, включая 55 удлиненных модификаций 757-300.

В 1987 году Китай стал важным рынком сбыта для 757-го после поставок самолетов компании СААС. В 2010 году Boeing 757 летали в Air China, Shanghai Airlines и Xiamen Airlines. Boeing 757 нашли привлекательным и международные лизинговые компании.

Новая область использования открылась в августе 1996 года, когда Boeing выиграла конкурс на поставку четырех самолетов для ВВС США. Самолёты, получившие обозначение С-32А, предназначены для VIР-перевозок и принадлежат 89-му авиакрылу, где они заменили Boeing VC- 137. Помимо ВВС США небольшое количество 757-х закупили ВВС других стран, включая Мексику и Аргентину. В гражданском секторе рынка Boeing 757 также используются как VIP и бизнес-самолеты.

На завершающем этапе серийного производства оборудование усовершенствовали путем установки бортового компьютера Pegasus системы управления полетом, а также улучшения индикации работы силовой установки и аварийной сигнализации (EICAS).

Boeing 757 по-прежнему остается востребован многими авиакомпаниями, прежде всего – американскими. Способный перевозить пассажиров как на трансконтинентальных, так и на коротких маршрутах, 757-й также зарекомендовал себя хорошим грузовым самолетом.


Конструкция

Boeing 757 выполнен по схеме двухмоторного низкоплана с турбовентиляторными двигателями, стреловидным крылом и однокилевым оперением. В модели 757 установлены некоторые принципиально новые системы, такие как инерциальная система навигации IRS с лазерными гироскопами.

Конструкция хвостовой части

Стабилизатор представляет собой изготовленный полностью из алюминия кессон, который занимает практически весь размах. Рули высоты с сотовым заполнителем имеют обшивку из композитов на основе графита, нервюры и лонжероны рулей склеены из пластика. Киль производства LТV Соrрогаtiоn имеет три лонжерона из легкого сплава, тоже образующих прочный кессон. Лонжероны киля крепятся непосредственно к фюзеляжу. В руле направления также применены композиты.

Конструкция крыла и поверхностей управления

Основой конструкции крыла являются два лонжерона, проходящие через фюзеляж Установочный угол атаки крыла 31°, угол поперечного V составляет 5°, стреловидность по четверти хорд – 25°. Задние внешние части крыла занимают элероны, работающие во всем диапазоне эксплуатационных скоростей, имеются также дифференциально отклоняемые интерцепторы – по пять секций на каждой консоли крыла. Во время посадки эти и еще по одному интерцептору на каждой консоли отклоняются синхронно. Крыло оснащено двухсекционными двухщелевыми закрылками. Внутренние секции элеронов изготовлены компанией Short. Пятисекционные предкрьлки, занимающие переднюю часть крыла по всему размаху, выпускались самой Boeing. Большая часть конструкции поверхностей управления изготовлена из пластика и композитных материалов на основе графита.

Кабина экипажа

В кабине имеются автопилот (AFDS) и система электронной пилотажно-навигационной индикации [EFIS), также предусмотрено место для наблюдателя или инспектора (между креслами летчиков). Перед кабиной экипажа под обтекателем установлена антенна метео-РЛС. На большинстве Boeing 757 информация, поступающая от метео-РЛС, отображается на цветном индикаторе. Кабина для двух членов экипажа у Boeing 757-300 схожа с кабиной 757-200, поэтому экипажи способны выполнять полеты на обоих вариантах.

Шасси

Основные опоры шасси оснащены четырехколесными тележками, колеса оснащены пневматиками Dunlop и углеродными тормозами. Двухколесная тележка носовой опоры шасси также имеет пневматики Dunlop. Все три опоры шасси спроектированы и изготовлены компанией Menasco.

Фюзеляж

Сечение фюзеляжа 757-го такое же, как у Boeing 707, 727 и 737, близкое к восьмерке и образованное двумя полуокружностями разного радиуса, большего вверху и меньшего внизу. Полуокружности плавно сопрягаются друг с другом. Фюзеляж спроектирован так, что его конструкция частично поглощает энергию при разрушении.

Силовая установка

Первые заказанные 757-е оснащались двигателями Rolls-Royce RB211. Начиная с середины 1980-х годов предлагались двигатели Pratt & Whitney в качестве альтернативных. Очень эффективные турбореактивные двигатели 757-го обеспечивают самолету великолепную топливную экономичность в то время, когда непрерывный рост цен на топливо заставил вывести из эксплуатации значительное количество старых самолетов.


Модификации

Boeing 757-100 — изначально предложенный базовый вариант, рассчитанный как замена Boeing 727, вмещающему 150 человек. В реальности предложение не оказалось популярным, и ни одного самолёта этого варианта не было произведено.

Boeing 757-200 — самый распространённый вариант 757. Вмещает от 200 до 235 пассажиров, в зависимости от индивидуальной конфигурации.

Boeing 757-200F — грузовой вариант 757-200.

Boeing 757-300 — удлинённый вариант 757-200, который производился с 1998 года. Вмещает от 243 до 280 пассажиров. Отличается увеличенной взлётной массой до 122 тонн и дальностью полёта до 6500 километров. Самолёты этого варианта также оснащены новым пассажирским салоном такого же типа, что и Boeing 737 Next Generation.


Тактико-технические характеристики

 
Boeing 757-200
Boeing 757-200F
Boeing 757-300
Первый полёт
19 февраля 1982 года
 
2 августа 1998 года
Экипаж
2
2
2
Вместимость (2 класса)
200 (12F+188Y)
243 (12F+231Y)
Вместимость (1 класс)
221, 239 макс.
280, 295 макс.
Грузовая вместимость
43,3 м³
239 м³
67,1 м³
Пустая масса
58 440 кг
52 430 кг
64 340 кг
Максимальная масса при взлёте
115 900 кг
123 600 кг
Запас топлива
43 490 л
42 680 л
43 400 л
Расход топлива
3300 кг/час
3300 кг/час
3800 кг/час
Дальность
7275 км
5834 км
 
6421 км
 
Крейсерская скорость
М 0,80 (850 км/ч)
Служебный потолок
12 800 м (42 000 футов)
Длина
47,32 м
54,47 м
Размах крыла
38,05 м
Высота
13,56 м
Ширина фюзеляжа
3,7 м
Силовые установки
2 x Rolls-Royce RB211 (179 кН),
или 2 x Pratt & Whitney PW2037 (162,8 кН),
или 2 x Pratt & Whitney PW2040 (178,4 кН),
или 2 x Pratt & Whitney PW2043 (189,4 кН)