Boeing 727 – американский узкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолёт, разработанный компанией Boeing в начале 1960-х годов.
История создания
Проектирование 727-го началось в феврале 1956 года, были определены четкие параметры машины. Другие компании, участвующие в разработке, стремились достичь высоких крейсерских скоростей, чтобы уменьшить стоимость перелётов. Boeing учитывала и этот фактор, но в сочетании с эксплуатационными характеристиками в таком большом самолете сначала задача казалось недостижимой. По сути, это означало высокую энерговооруженность самолета и хорошо приспособленное крыло с отличными несущими свойствами.
Boeing 727 прежде всего должен был использоваться в качестве самолёта для региональных авиаперевозок на западе США и на Аляске, а также перелётов между США и странами Карибского бассейна.
Проект утвердили в августе 1960 года. 5 декабря компания United Airlines разместила заказ на 20 машин и на 20 в перспективе, Eastern Airlines заказала 40 машин.
К февралю 1963 года на производственных линиях Boeing в Рентоне находились четыре 727. 9 февраля 1963 года в 11:33 по местному времени в Рентоне взлетел первый самолет под управлением летчика-испытателя Л. Уоллика. В экипаж входили Д. Лоеш и инженер М. Шуленбергер. Самолет N7001U взлетел после разбега в 914 м; его масса составляла 58968 кг, объем топлива 20200 л, испытательное оборудование весило 7258 кг. Самолет находился в полете 2 ч 1 мин, затем приземлился на укороченную ВПП с пробегом 610 м.
В результате последующих испытаний выявились некоторые проблемы. Второй Боинг 727 (N72700) полетел 12 марта, к концу месяца четыре машины проходили тщательные летные испытания в Пэйне, Денвере, Альбукерке и на авиабазе Эдварде. К середине мая N7001U налетал 430 ч на испытаниях на флаттер и конструкционное демпфирование на скоростях до М=0,9. Самолет 72700 прошел 320 ч испытаний по проверке ряда систем, в том числе тормозной.
Третий 727-й налетал 180 ч, в том числе проверялась управляемость на кабрировании с высокими перегрузками, при боковом скольжении и даже на бочке с большим радиусом вращения. Четвертый самолет налетал 313 ч для проверки отделки и системы кондиционирования.
В декабре 1963 года была получена сертификация ФАЛ на серийную модель 727-100.
Производство и эксплуатация
В сентябре 1963 года авиалайнер Boeing 727 отправился в кругосветное турне для показа своих превосходных характеристик при эксплуатации на жарких и высокогорных аэродромах, а также экономичного потребления топлива.
Самолет демонстрировался в Токио, Риме, Бейруте, Карачи, Калькутте, Бангкоке, Маниле, Австралии, Южной Африке и Европе. Ко времени возвращения самолета в США внутренняя авиакомпания Eastern Air Liпes сделала значительный заказ. Его выполнение началось в феврале 1964 года. Компания Lufthansa получила свой первый 727-100 в январе 1964-го. 16 апреля после трехмесячного обучения экипажей начались регулярные рейсы авиалайнера в Европе.
В том же году авиакомпании Jараn Air Lines и All Nippon решили заказать эти самолеты для своих внутренних линий. Примеру двух японских авиакомпаний последовали многие другие компании в Европе и на Дальнем Востоке. К апрелю 1967 года самолет 727 стал самым распространенным коммерческим реактивным лайнером.
В июне того же года компания Раn Am заказала 600-й экземпляр. К тому времени эти самолеты эксплуатировались в 32 авиакомпаниях по всему миру.
Конструкция
Самолёт выполнен по схеме свободнонесущего трёхмоторного турбовентиляторного низкоплана с задним расположением двигателей со стреловидным крылом, Т-образным оперением и встроенным трапом в хвостовой части.
Экипаж
Экипаж обычно состоял из трех или человек: командира, второго пилота и бортинженера.
Крыло
Крыло имело двухлонжеронную конструкцию с обычными нервюрами. Конструкция крыла была отказоустойчивой. На некоторых Boeing 727-200 обшивка крыла имела уменьшенную толщину за счет установки доработанных стрингеров и полок силовых балок.
Boeing 727 – один из первых реактивных лайнеров, оснащенных мощной механизацией крыла. Размещение двигателей на фюзеляже позволило освободить крыло для установки предкрылков по всему размаху передней кромки и трехщелевых закрылков. Это позволило самолёту устойчиво летать на малых скоростях и эксплуатироваться на аэродромах с короткой ВПП.
Т-образное оперение
Свободнонесущее Т-образное оперение 727-го было выполнено в основном из алюминиевых сплавов и имело переставной стабилизатор и руль высоты с дублированным гидроприводом. Допускалось ручное управление с помощью тяг. Руль направления также имел гидравлический привод от двух основных гидросистем и от третьей, резервной, но только для нижней его секции.
Встроенный трап
Лайнер был создан для эксплуатации в небольших аэропортах с минимальной зависимостью от наземной инфраструктуры и оснащался встроенным трапом в хвостовой части фюзеляжа. Но в 1971 году один самолет был угнан, и угонщик воспользовался трапом для побега с парашютом. После этого инцидента был установлен специальный стабилизатор, не позволявший трапу открываться в полете.
Силовая установка
На самолёте были установлены три ТРДД Pratt & Whitпey JТBD. Широко распространенный авиадвигатель JТBD был разработан по заказу компании Boeing для 727-го. Этот ТРДД использовался на ряде ближне- и среднемагистральных самолетов, включая различные варианты Boeing 727 и 737. Двигатели самолёта отличались большим уровнем шума, что создавало проблемы в первые годы использования лайнера. В поздних модификациях уровень шума был уменьшен.
Винтовентиляторный двигатель
Компания Boeing совместно с General Electric использовала принадлежащий ей Boeing 727-63 (N32720) для испытаний винтовентиляторного двигателя (ВВД) GE36. Оснащенный вентилятором диаметром 3,57 м с узкими саблевидными лопастями, GE36 был предназначен для того, чтобы позволить достичь характеристик, присущих самолету с турбореактивным двигателем (ТРДД)
Ключевым моментом, приводящим к снижению массы и увеличению экономичности ВВД, был отказ от редуктора. Газ из камеры сгорания поступал на большие многоступенчатые турбины противоположного вращения. Видимые, наружные, лопасти вентилятора монтировались прямо на ступени турбины. Лопасти могли изменять шаг в полете, от полной тяги через флюгирование до реверса, что позволяло отказаться от специальных реверсивных устройств. Boeing, отложила планы использования ВВД на своих самолетах. Опытный лайнер был списан после испытаний и размещен на базе хранения в Мохаве, Калифорния.
Шасси
Трехстоечное шасси с гидроприводами состояло из носовой стойки, убиравшейся вперед по полету, и основных стоек, убиравшихся в отсеки в нижней части фюзеляжа. Сдвоенные тормозные колеса передней стойки оснащались шинами Goodrich, а на основных стойках устанавливались колеса фирм Bendix или Goodrich. На всех вариантах 727-го компания Boeing использовала масляно-пневматические амортизаторы.
Модификации
Boeing 727-100 — исходная модель.
Boeing 727-100C — конвертируемая грузопассажирская версия.
Boeing 727-100QC — быстро меняемая грузопассажирская версия.
Boeing 727-100QF — грузовая версия для UPS Airlines, для соблюдения новых норм шумности штатные двигатели заменены на Rolls-Royce Tay.
Boeing 727-100 Business Jet – модель бизнес-класса.
Boeing 727-200 — модифицированная версия (удлинена на 6 метров).
Boeing 727-200F — грузовая версия.
Boeing 727-227F Advanced - версия для достижения пассажирами опыта состояния невесомости.
C-22 — военная версия, специально созданная для ВВС США.
C-22B — военная версия Boeing 727-100.
C-22C — военная версия Boeing 727-100.
Тактико-технические характеристики
|
Boeing 727-100
|
Boeing 727-200
|
Тип фюзеляжа
|
Узкий
|
|
Длина
|
40,59 м
|
46,69 м
|
Размах крыла
|
32,92 м
|
|
Высота киля
|
10,36 м
|
|
Ширина фюзеляжа
|
3,76 м
|
|
Площадь крыла
|
157,93 м²
|
|
Угол стреловидности крыла
|
32°
|
|
Максимальная вместимость
|
131
|
189 (только эконом класс) / 145 (бизнес и эконом классы)
|
Макс. взлётная масса
|
68 946 кг
|
95 030 кг
|
Вес пустого самолёта
|
39 780 кг
|
45 360 кг
|
Крейсерская скорость
|
926 км/ч
|
965 км/ч
|
Высота полёта
|
11 400 м
|
12 192 м
|
Дальность полёта
|
3056 км
|
4020 км
|
Двигатели
|
3 Pratt & Whitney JT8D-1,
3 Pratt & Whitney JT8D-7,
3 Pratt & Whitney JT8D-9
|
3 Pratt & Whitney JT8D-9A,
3 Pratt & Whitney JT8D-11,
3 Pratt & Whitney JT8D-15,
3 Pratt & Whitney JT8D-17,
3 Pratt & Whitney JT8D-17R
|