Boeing 717 – реактивный пассажирский самолёт, производившийся концерном Boeing с 1995 года по 23 мая 2006 года.
История создания
Самолет Boeing 717 начинал свою карьеру как McDonnell Douglas MD-95. McDonnell Douglas анонсировала новую модель в июне 1995 года после длительного изучения проектов самолетов на 100-130 посадочных мест.
Лайнер MD-95 позиционировали как уменьшенный MD-80 (МD-87-105) с двигателями JT8D-105 (как на MD-80) или Rolls-Royce Тау. Но фактически самолет оказался ближе к DC-9, так как были использованы крыло и оперение от DC-9-34, увеличенный киль от MD-87 и новейшие ТРДД BMW Rolls-Royce BR700.
Приобретение Boeing
Сборку MD-95 планировалось наладить в Китае в рамках программы McDonnell Douglas MD90-30 Trunkliner, но подписать контракт не удалось. Серию запустили в Лонг-Бич, Калифорния – Boeing приобрела авиастроительные заводы McDonnell Douglas в августе 1997 г.
В январе 1998 года MD-95 переименовали в Boeing 717, хотя это обозначение использовалось для семейства С-135. Серийный вариант назвали 717-200, маркировку 717-100 зарезервировали для проектируемого 85-местного лайнера.
На объеме заказов негативно отразилось намерение фирмы Boeing свернуть производство всех авиалайнеров McDonnell Douglas. Однако Boeing сохранила производство 717-го и даже приступила к разработке 85-местного варианта 717-100X и 130-местного 717-300Х.
Первый полет 717-200 состоялся 2 сентября 1998 года. В программе летных испытаний, которые продолжались девять месяцев, использовались четыре самолета.
После получения европейского и американского сертификатов начались поставки.
Эксплуатация
23 сентября 1999 года первую машину получила авиакомпания AirTran, которая стала крупнейшим эксплуататором авиалайнеров данного типа.
В Европе почин сделала лизинговая компания Bavaria International Aircraft Соmрапу, которая получила головной из своих четырех самолетов 29 декабря 1999 года. Первым клиентом лизинговой фирмы стала греческая компания Olympic Aviation – два борта переданы 7 января 2000 года.
На очереди была австрийская региональная компания lmpulse Airlines, взявшая в лизинг два самолета в конце апреля 2000 года. Pembroke Capital из Ирландии также объявила о лизинговой сделке с lmpulse и Bangkok Airways (2 самолета). Boeing отгрузила первый из 11 самолетов ирландским компаниям в августе 2000 года. Компания TWA получила первый из 30 самолетов в феврале 2000 года. Boeing не стала развивать семейство 717, но в 2000-е годы продолжала продвигать самолет на рынке. Интересно, что финальный McDonnell Douglas являлся прямым конкурентом Boeing 737-600.
В 2005 году принято решение прекратить сборку 717-х. Последний из 155 самолетов передали авиакомпании Midwest Airlines 23 мая 2006 года.
Конструкция
Boeing 717 – двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом, Т-образным оперением (с переставным стабилизатором) и задним расположением двигателей.
Планер выполнен преимущественно из алюминиевых сплавов с незначительным использованием композиционных материалов.
Силовая установка
В качестве силовой установки для нового лайнера был выбран англо-германский двухконтурный ТРД BMW Rolls-Royce BR715 (с возможностью увеличения тяги до 88,95 кН) для установки на планировавшийся вариант MD-95-30ER, отличавшийся увеличенным запасом топлива и, соответственно, большей дальностью полета.
Тактико-технические характеристики
Экипаж
|
2 человека
|
Вместимость пассажиров
|
2 класса: 106; максимальная: 124
|
Размах крыла
|
28, 44 м
|
Длина
|
37, 81 м
|
Высота
|
8,92 м
|
Площадь крыла
|
92,9 м2
|
Максимальная ширина фюзеляжа
|
3,3 м
|
Масса
|
взлётная: 51,71 т
пустого снаряжённого: 32,11 т
самолёта без топлива 43,5 т
полезная нагрузка: 12,2 т
посадочная: 46,2 т
запас топлива: 16670 л
|
Крейсерская скорость
|
810 км/ч
|
Максимальная скорость
|
930 км/ч
|
Дальность полёта с максимальным запасом топлива
|
3820 км
|