Boeing 707 — реактивный четырёхдвигательный пассажирский самолёт американской компании Boeing, спроектированный в начале 1950-х годов.
Является одним из первых реактивных пассажирских лайнеров в мире, наряду с британским DH-106 Comet, советским Ту-104 и французским Sud Aviation Caravelle.
История создания
До 1950-х годов главными конкурентами на рынке авиалайнеров США были фирмы Douglas и Lockheed. Boeing, напротив, оставалась второстепенным игроком, ее Model 377 Stratocruiser, несмотря на технические преимущества, продавалась в ограниченном количестве.
История нового Боинга началась в 1950 г., когда на основе бомбардировщика В-47 был разработан проект пассажирского самолета 473-60С. В 1952 г. Boeing представил значительно переработанный проект самолета 367-80 с четырьмя ТРД Pratt & Whitney JT3 для использования в качестве пассажирского и военно-транспортного. Так как сначала гражданские и военные заказчики отрицательно отнеслись к самолету, то фирма решила строить его на собственные средства.
В 1954 году из сборочного цеха Boeing в Рентоне выкатили новый образец пассажирского самолета. Первый полет самолета 367-80 состоялся 15 мая 1954 г.
В июле 1955 г. фирма Boeing получила разрешение на одновременную постройку пассажирского самолета, получившего обозначение 707, и транспортного самолета С-135 для ВВС. По сравнению с прототипом 367-80 фюзеляж самолета 707 был удлинен на 3 м, было использовано крыло большего размаха и установлены более мощные двигатели.
Производство и эксплуатация
В середине 1955 г. авиакомпания Pan Am заказала первые 20 самолетов в варианте 707-120. Первый полет самолет выполнил 20 декабря 1957 г., а в августе 1958 г. начались регулярные полеты. Самолеты серии 100 закупили также American, Continental, TWA, Western, QANTAS.
Производство шло быстро. Boeing внесла изменения в конструкцию самолета в виде более высокого хвостового оперения и установки более мощных двигателей, одновременно увеличив количество модификаций дня специальных целей.
Готовность Boeing дорабатывать самолет под пожелания заказчика была востребована Braniff, получившей пять Boeing 707-227 в 1959 году, оснащенных доработанными двигателями JT4A-3, что повысило данные самолета в условиях жары и высокогорья – компании требовался самолет для эксплуатации на высокогорных аэродромах Южной Америки.
Boeing разработала и трансокеанский вариант – Boeing 707-300 Intercontinental. Первым покупателем Boeing 707-300 стала Раn Am.
Дальнейшие улучшения в конструкции, такие как закрылки, и установка двигателей JT3D привели к появлению Boeing 707-300B, его приобрели Aerolineas Argentinas, Air France, Air India, American, Avianca, El Al, Lufthansa, Malaysia, Northwest, Olympic, Раn Am, SAA, ТАР и TWA.
Последним серийным вариантом в семействе Boeing 707 стал 707-400 с турбовентиляторными двигателями Rolls Royce Соnwау. Фактически это был первый Boeing 707 с ТРДД, хотя таких самолетов построили всего 37, в эксплуатации они зарекомендовали себя отменно. Самолет был разработан по заказу компании ВОАС, но поставлялся также Cunard Eagle, Air Iпdia, Lufthansa, El AI и Varig.
Выпуск гражданских вариантов 707 начал сокращаться в середине 1970-х годов, когда Boeing сконцентрировала внимание на других проектах. В 1982 году последний серийный экземпляр купило правительство Марокко. К тому моменту общее количество проданных машин составило 916 штук.
Последними Boeing 707 на регулярных пассажирских линиях эксплуатировали кенийская African Airliпes Iпternatioпal, саудовская Mahfooz (перевозила паломников в Мекку), Middle East Airliпes, TAAG Аngоlаn Airlines и lran Air.
Конструкция
Фюзеляж
Фюзеляж прототипа, известного как Model 376-80 (или Dash-80), был раскритикован авиакомпаниями за то, что был слишком узким. Стараясь обойти «Douglas» и успокоить критиков, Boeing полностью переделала фюзеляж, сделав его более широким и длинным, увеличив количество пассажирских мест в каждом ряду до шести, в то время как DC-8 вмещал только четыре. Эта тактика сработала и продемонстрировала огромный потенциал, заложенный в конструкции 707.
Крыло, предкрылки и спойлеры
Исходный вариант 707-го имел крыло с прямой задней кромкой, но на самолетах серии 320 установили новое крыло, которое сужалось в плане от корня к законцовке, в том числе и за счет задней кромки. В механизации крыла применены две пары интерцепторов (спойлеров), при дифференцированном отклонении они используются для управления по крену, при одновременном - работают как воздушные тормоза. Примерно на середине размаха плоскостей крыла установлены предкрылки Крюгера, которые отклоняются на петлях для увеличения подъемной силы на малых скоростях и больших углах атаки. Места установки предкрылков выбраны так, чтобы не влиять на подвод воздуха к двигателям.
Киль и горизонтальное оперение
На первых самолетах модели 707 стояли кили относительно небольшой высоты, позже высоту кипя увеличили для улучшения путевой устойчивости. На законцовке киля смонтирована КВ радиоантенна - место ее установки менялось на самолетах разных производственных серий. Стабилизатор снабжен триммирующими поверхностями, управляемыми электроприводами или вручную. Для управления по тангажу используются традиционные рули высоты. На моделях 707-320 и 707-420 установлены стабилизаторы большей площади размахом 13,92 м.
Шасси
Шасси включает носовую двухколесную и две основные четырехколесные опоры. В полете при определенной скорости допускается выпуск шасси для увеличения лобового сопротивления, за счет чего возможно снижение самолета с максимальной скоростью 4570 м/мин.
Силовая установка
Популярный межконтинентальный вариант 707-320 оснащался двухконтурными турбореактивными двигателями Pratt & Whitпey JТЗD (на более ранних самолетах стояли двигатели JТ4А), но на самолеты авиакомпании ВОАС ставились двигатели Rolls-Royce Соnwау Mk 508 тягой по 77,89 кН. Подобно JТ-4А, двигатели Соnway были снабжены глушителями.
Топливные баки
Топливо заливается в баки крыла и центроплана. Четыре интегральных топливных бака размещены между лонжеронами крыла, для доступа к бакам обшивка нижней поверхности крыла сделана съемной. В центроплане размещен один бак большей емкости. В стандартном варианте суммарная емкость баков составляет 80250 л, в варианте с дополнительными внутренними баками - 89 290 л.
Модификации
Boeing Model 387-80 (Dash 80) – прототип, предназначался для ВВС США и проектировался согласно требованиям к транспортному самолету. Конструктивно он сильно отличался от гражданской модели 707.
Boeing Model 707-100 – первый серийный вариант 707-го - с ТРД Pгatt & Whitпey JТ3С – предназначался исключительно для внутреннего рынка США и обладал ограниченными возможностями в части выполнения перелетов через Атлантику.
Boeing Model 707-200 – модификация для эксплуатации в условиях высокогорных аэропортов Южной Америки. «Boeing» построила пять самолетов с ТРД JТ4А-3 для авиакомпании «Bгaniff Airways». По размерам данный вариант аналогичен 707-1 00, но новые двигатели обладают тягой 70,28 кН.
Boeing Model 707-300 – модификация для трансатлантических перелетов, Boeing 707-300 был крупнее предшественников. Фюзеляж удлинили на 2,07 м (до 44,37 м), размах крыла увеличили на 3,53 м, запас топлива составлял 78552 л.
Boeing Model 707-300B – спроектирован на основе 707-300 и получил крыло большего размаха, также у него увеличили максимальную взлетную массу и установили четыре турбовентиляторных JТ3D-3 тягой по 80,1 кН.
Boeing Model 707-З00С – грузовой вариант, у которого отсутствовала большая часть иллюминаторов, пассажирские кресла не ставились, а в левом борту фюзеляжа имелся грузовой люк размером 231 х 340см.
Boeing Model 707-З00С Combi – конвертируемый грузопассажирский 707-300С Combi представлял собой вариант -300В со сдвижным грузовым люком в передней части фюзеляжа и погрузочно-разгрузочной системой.
Boeing Model 707-400 – вариант близкий по конструкции с 707-300 оснащенный ТРД Rolls-Royce Сопwау 508 тягой 77, 84 кН.
Boeing Model 707-700 – этот самолет использовался для летных испытаний турбовентиляторных двигателей CFM lпterпatioпal/SNECMA СFМ5б, имевших в сравнении с любым существовавшим в то время двигателем лучшую экономичность и меньшую шумность. Планировалось монтировать СFМ56 на новые и на уже построенные Boeing 707, но от идеи отказались для исключения конкуренции с Boeing 757.