Ан-8

Ан-8 – советский военно-транспортный самолёт, разработанный в середине 1950-х в ОКБ им. О. К. Антонова.


История создания

Мировой опыт боевых действий (война в Корее 1950—1953 гг.) доказал необходимость иметь транспортный самолет, способный подниматься с неподготовленных полевых аэродромов, преодолевать огромные расстояния, иметь фантастическую грузоподъёмность, а, самое главное, — действовать и продолжать борьбу даже при отказе одного двигателя.

В конструкторском бюро под руководством О. К. Антонова еще в декабре 1951 года был подготовлен эскизный проект десантно-транспортного самолета ДТ-5/В с двумя турбовинтовыми двигателями (ТВД). Самолет имел максимальную грузоподъемность 8 тонн, шасси высокой проходимости и большой хвостовой люк для посадочного и воздушного десантирования войск и техники.

В целом этот проект удовлетворял требованиям к новому самолету, и 11 декабря 1953 года было принято постановление Совета Министров СССР, согласно которому КБ О. К. Антонова поручается создание будущего Ан-8, позже получившего в НАТО обозначение «Camp». Для установки на новый самолет ОКБ А. Г. Ивченко предстояло доработать свой двигатель ТВ-2 (новый двигатель получил обозначении ТВ-2Т).

В июле 1954 года был готов эскизный проект, а 26 октября прошла макетная комиссия. А уже в начале февраля 1956 года состоялась выкатка Ан-8 из цеха, но лишь 11 февраля летчики-испытатели Я. И. Берников и В. П. Васин подняли его в воздух.

18 августа опытный Ан-8 принял участие в воздушном параде в Тушино, государственные испытания самолета завершились 27 ноября 1956 года. В ходе испытаний выявились недостатки в работе силовой установки, поэтому было решено заменить ТВ-2Т на форсированный вариант двигателя АИ-20, который получил обозначение АИ-20Д и имел взлетную мощность 5500 л. с., после чего запустить Ан-8 в серийное производство на Ташкентском авиазаводе. Обновленный Ан-8 поднялся в воздух 30 октября 1957 года, его испытания продлились до 21 ноября 1958 года.

В конце того же года первый полет выполнил первый серийный самолет, а в 1959 году машины начали поступать заказчику – ВВС СССР.


Производство и эксплуатация

Серийное призводство Ан-8 осуществлялось в 1957-1961 годах на Ташкентском авиазаводе, всего ВВС поставлен 151 самолет, после снятия с вооружения часть их оказалась в гражданской эксплуатации.

С 1959 года самолёт Ан-8 стал поступать на вооружение военно-транспортной авиации, где эксплуатировался до 1970 года. К этому времени было списано 80 машин, а остальные перешли в подразделения других родов войск и различных министерств. В 1997 году в эксплуатации находилось 5 самолётов в авиакомпаниях России, которые осуществляют коммерческие перевозки в государствах Ближнего Востока, тогда как использование Ан-8 над РФ уже было запрещено. В 2004 году украинское АНТК им. О. К. Антонова отказалось от какой-либо ответственности за состояние ещё находившихся в эксплуатации самолётов, фактически прекратив их легальное использование. Однако в Африке Ан-8 совершали коммерческие рейсы и после этого: в январе 2005 года в ДР Конго потерпел аварию самолёт этого типа. Всего же за годы эксплуатации было потеряно 27 самолётов Ан-8.


Конструкция

Ан-8 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Сечение фюзеляжа в средней части прямоугольное со скруглёнными углами и закруглённой верхней частью. Кабина экипажа герметичная с частичным бронированием.

Крыло

Крыло прямое, двухлонжеронное, трапециевидное в плане. Механизация крыла состоит из двухщелевых закрылков и двухсекционных элеронов.

Шасси

Шасси трёхопорное, с носовой управляемой стойкой, убирается в фюзеляж. Пневматики низкого давления позволяли самолёту базироваться на грунтовых аэродромах. В левом обтекателе шасси установлен турбоагрегат ТГ-16.

Силовая установка

Силовая установка состоит из 2 турбовинтовых двигателей АИ-20Д с четырёхлопастными флюгируемыми винтами АВ-68Д.

Грузовая кабина

Грузовая кабина негерметизированная. В хвостовой части расположен грузовой люк размером 2950×740 мм. В десантно-транспортном варианте самолет обеспечивал погрузку (разгрузку) грузов и посадочное и воздушное десантирование техники и десантников (60 солдат или 40 парашютистов), а в санитарном варианте позволял перевозить 50 носилочных раненых. Погрузка и разгрузка техники производились по грузовым трапам, несамоходная техника загружалась с помощью бортовой лебедки БЛ-52. В грузовой кабине мог устанавливаться транспортер П95-Т, обеспечивавший групповую выброску грузов.


Модификации

Ан-8 – прототип и серийный, который отличался укороченным на 480 мм килем.

Ан-8Н – пассажирский вариант самолёта, работы были прекращены на стадии натурного макета. Отличался удлинённым герметичным фюзеляжем круглого сечения с салоном на 57 пассажиров.

Ан-8П – прототип военно-транспортного. Отличался двигателями ТВ-2Т мощностью 6250 э. л. с. с винтами АВ-58, наличием предкрылков. Первый полёт 11 февраля 1956 года. В 1957 году установлены двигатели АИ-20Д.

Ан-8ПС – поисково-спасательный, предназначался для обнаружения и оказания помощи людям, терпящим бедствие на море или в труднодоступной местности, работа не вышла из стадии эскизного проектирования. Разрабатывался в 1959 — 1964 годах.

Ан-8ПЛО (Ан-8М) – проект противолодочного самолёта. Отличался РЛС «Инициатива-2». Разрабатывался в 1958 — 1964 годах.

Ан-8РУ – самолёт с пороховыми ускорителями СПРД-159. Взлётная масса увеличена до 42 т. В 1963 году на Ташкентском авиационном заводе переоборудован 1 самолёт. После его катастрофы в 1964 году работы прекратили.

Ан-8Т – самолёт-топливовоз. Отличался двумя цистернами по 5300 л для топлива и системой пожаротушения в грузовом отсеке. Вместо цистерн могли устанавливаться спецёмкости для окислителя на основе азотной кислоты или для жидкого кислорода. В 1959 году переоборудован 1 самолёт. Из-за проблем пожароопасности и токсичности остался в единственном экземпляре.

Ан-8Ш – проект самолёта для подготовки штурманов. Отличался 18 рабочими местами штурманов в салоне (2 инструктора и 16 обучаемых). Разрабатывался в 1959-1964 годах.


Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Экипаж, чел
5-6
Размах крыла, м
37,0
Длина, м
30,744
Высота, м
10,045
Площадь крыла, м²
117,2
Размеры грузовой кабины, м
Длина: 11,0;
Ширина: (в зоне ниш шасси) 3,6 (2,5);
Высота: (в районе центроплана) 2,9 (2,42)
Тип двигателя
2 х АИ-20Д
Тяга двигателя
2 х 5180
Масса пустого, т
24,3
Нормальная взлётная масса, т
38,0
Максимальная взлётная масса, т
41,0
Максимальная полезная нагрузка, т
11,0 (или 40 парашютистов)

Лётные характеристики

Дальность полёта, км
С максимальной нагрузкой: 850;
Перегоночная: 4410
Максимальная скорость, км/ч
520
Крейсерская скорость, км/ч
450
Практический потолок, м
9600
Разбег, м
775
Пробег, м
590