Ан-24

Ан-24 — турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости.


История создания

В середине 1950-х годов Главное управление Гражданского Воздушного Флота (ГВФ, торговая марка «Аэрофлот») приступило к поиску замены поршневым самолетам Ильюшина – Ил-12 и Ил-14. Для работы на линиях большой протяженности были заказаны самолеты Ан-10 и Ил-18, однако позиция самолета малой и средней дальности оставалась вакантной. Именно на нее нацелилось КБ О. К. Антонова.

В 1956 году ОКБ-478 А. Г. Ивченко и Н. Д. Кузнецова было поручено создать ТВД мощностью 4000 л. с. для среднемагистральных пассажирских самолетов, разрабатывавшихся в конструкторских бюро О. К. Антонова и С. В. Ильюшина.

В 1957 году двигатель, названный АИ-20, успешно прошел испытания и был запущен в серийное производство. В последующем на базе АИ-20 с использованием теории подобия было создано семейство двигателей меньшей размерности АИ-24, которые и были выбраны для установки на новый самолет конструкции Антонова.

В декабре 1957 года ОКБ О. В. Антонова получило задание на создание нового двухдвигательного самолета для местных авиалиний, способного перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/час.

Первый полет новая машина, получившая обозначение Ан-24, совершила 20 октября 1959 года, а в 1962 году началось серийное производство самолета. К тому времени стало очевидно – у Ан-24 будет блестящее будущее не только в СССР, но и на внешнем рынке – преимущественно в странах «третьего мира».


Производство и эксплуатация

Первые Ан-24 поступили для опытной эксплуатации в Украинское управление Гражданской авиации, в сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами, а 31 октября началась эксплуатация самолета на линии Киев – Херсон в 50-местной конфигурации. В 1964 году на смену Ан-24А в производство поступила модификация Ан-24Б с увеличенной до 21 тонн взлетной массой и салоном от 48 до 52 мест (изготовлено 400 самолетов).

В советское время Ан-24 был одним из самых востребованных самолетов и обеспечивал треть пассажирооборота в стране. Причина высокого спроса на лайнер заключалась в его возможности совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунт.

Экспортный вариант Ан-24Б получил обозначение Ан-24В, имел различные варианты компоновки пассажирского салона и поставлялся в Ливан, Монголию, Объединенную Арабскую Республику и Румынию.

В 1964 году в серию пошел двигатель АИ-24 серии 2, в 1966 году - двигатель АИ-24Т с системой впрыска воды на входе и форсированной до 2820 л. с. мощностью, а в 1970 году в производство поступил самолет Ан-24РВ, который оснащался турбореактивным двигателем-ускорителем РУ-19А-300 тягой 8,93 кН – он устанавливался в правой мотогондоле. 21 мая 1969 года в воздух поднялся разработанный на базе Ан-24Т тактический военно-транспортный самолет Ан-26, отличавшийся наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования (изготовлено 1398 машин).

Выпуск Ан-24 в СССР прекратился в 1978 году, но в Китае данная машина под обозначением Xian Y-7 (вариант Ан-24РВ) выпускалась вплоть до 2000 года, собрано 70 самолетов.


Конструкция

Ан-24 представлял собой свободнонесущий моноплан с высоким расположением трапециевидного в плане двухлонжеронного крыла кессонного типа, оборудованного закрылками Фаулера большого размаха – двухщелевыми с внешней стороны гондолы двигателя и однощелевыми в корневой части крыла. На консолях были также размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение – традиционное, дополненное на серийном самолете подфюзеляжным килем.

Высокорасположенное крыло

Такое крыло позволило снизить вероятность повреждения двигателей и воздушных винтов из-за попадания посторонних предметов с ВПП, а также обеспечило возможность приблизить пол кабины к земле, упростив погрузку/разгрузку машины.

Силовая установка

Силовая установка Ан-24РВ включает два ТВД АИ-24А и дополнительный турбореактивный двигатель-ускоритель РУ-19А-300 тягой 8,93 кН в правой мотогондоле.

Ускоритель

Стандартный агрегат автономного запуска ТГ-16 на Ан-24РВ был дополнен турбореактивным двигателем-ускорителем РУ-19А-300, а на Ан-24РТ сам ТГ-16 был заменен на дополнительный РУ-19А-300.

Шасси

Шасси — трёхопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колёса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется на земле.


Модификации

Ан-24 – первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году.

Ан-24 «Нить» – самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году.

Ан-24 «Троянда» – летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т.

Ан-24А – пассажирский вариант, рассчитанный на 44 места. В 1962—1963 годах изготовлено 200 самолётов.

Ан-24АТ – проект военно-транспортного самолёта на базе Ан-24А. Отличался с двигателями ТВ2- 117ДС с соосными винтами диаметром 4 м.

Ан-24АТ-У – проект самолёта укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов).

Ан-24АТ-РД – проект самолёта на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300.

Ан-24Б – пассажирский вариант с увеличенной до 21 тонны взлётной массы, рассчитанный на 48—52 мест. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов.

Ан-24В – экспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года.

Ан-24Д – проект пассажирского варианта, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км.

Ан-24К – проект административного (служебного) самолёта, рассчитанный на 16-18 мест.

Ан-24ЛП – лесопожарный. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта.

Ан-24ЛР «Торос» – самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов.

Ан-24ПС – поисково-спасательный на базе Ан-24Т.

Ан-24ПРТ – вариант Ан-24ПС с упрощённым составом оборудования.

Ан-24Р – самолёт радиоразведки и радиоконтроля.

Ан-24РВ – вариант Ан-24Б (В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установкой РУ-19А-300.

Ан-24РР – самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967—1968 годах переоборудовано 4 самолёта.

Ан-24РТ – военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300. В 1969—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта.

Ан-24РТ (Ан-24РТР) – самолёт-радиоретранслятор.

Ан-24Т (Ан-34) – военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б (В). Имел большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в 1961—1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта.

Ан-24УШ – учебно-штурманский вариант Ан-24. Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов.

Ан-24ФК (Ан-30) – фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ Бериева и ОКБ Антонова). В 1975-1980 годах на Киевском авиационном заводе изготовлено 115 самолётов.

Ан-24ШТ – штабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов.

Ан-26 – военно-транспортный самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов.

Ан-44 – проект транспортного самолёта. Отличался большой грузовой дверью в левом борту, и Т- образным оперением.

Ан-50 – проект с 4 ТРД АИ-25. Разработан в 1972 году.

Xian Y-7 – китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984—2000 годах изготовлено 70 самолётов.

Xian MA60 – модернизированный вариант Y-7. Выпускается с 2000 года Сианьской авиастроительной компанией.


Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Экипаж
3-5 человек
Пассажировместимость
48—52 человек
Грузоподъёмность
6500 кг
Длина
23,53 м
Размах крыла
29,20 м
Высота
8,32 м
Площадь крыла
74,98 м²
Масса пустого
13 350 кг
Масса снаряжённого
13 489 кг
Нормальная взлётная масса
21 000 кг
Максимальная взлётная масса
21 800 кг
Масса топлива во внутренних баках
4850 кг
Силовая установка
2 × ТВД АИ-24
Мощность двигателей
2 × 2550 л. с.
Воздушный винт
АВ-72 серии 02
Диаметр винта
3,90 м

Лётные характеристики

Максимально допустимая скорость
460 км/ч
Максимальная скорость
540 км/ч (при экстренном снижении)
Крейсерская скорость
460 км/ч
Скорость сваливания
191 км/ч
Практическая дальность
1850 км
Перегоночная дальность
2820 км
Практический потолок
7700 м
Скороподъёмность
5-15 м/с
Длина разбега
1000 м
Длина пробега
580 м