Ан-24 — турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости.
История создания
В середине 1950-х годов Главное управление Гражданского Воздушного Флота (ГВФ, торговая марка «Аэрофлот») приступило к поиску замены поршневым самолетам Ильюшина – Ил-12 и Ил-14. Для работы на линиях большой протяженности были заказаны самолеты Ан-10 и Ил-18, однако позиция самолета малой и средней дальности оставалась вакантной. Именно на нее нацелилось КБ О. К. Антонова.
В 1956 году ОКБ-478 А. Г. Ивченко и Н. Д. Кузнецова было поручено создать ТВД мощностью 4000 л. с. для среднемагистральных пассажирских самолетов, разрабатывавшихся в конструкторских бюро О. К. Антонова и С. В. Ильюшина.
В 1957 году двигатель, названный АИ-20, успешно прошел испытания и был запущен в серийное производство. В последующем на базе АИ-20 с использованием теории подобия было создано семейство двигателей меньшей размерности АИ-24, которые и были выбраны для установки на новый самолет конструкции Антонова.
В декабре 1957 года ОКБ О. В. Антонова получило задание на создание нового двухдвигательного самолета для местных авиалиний, способного перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/час.
Первый полет новая машина, получившая обозначение Ан-24, совершила 20 октября 1959 года, а в 1962 году началось серийное производство самолета. К тому времени стало очевидно – у Ан-24 будет блестящее будущее не только в СССР, но и на внешнем рынке – преимущественно в странах «третьего мира».
Производство и эксплуатация
Первые Ан-24 поступили для опытной эксплуатации в Украинское управление Гражданской авиации, в сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами, а 31 октября началась эксплуатация самолета на линии Киев – Херсон в 50-местной конфигурации. В 1964 году на смену Ан-24А в производство поступила модификация Ан-24Б с увеличенной до 21 тонн взлетной массой и салоном от 48 до 52 мест (изготовлено 400 самолетов).
В советское время Ан-24 был одним из самых востребованных самолетов и обеспечивал треть пассажирооборота в стране. Причина высокого спроса на лайнер заключалась в его возможности совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунт.
Экспортный вариант Ан-24Б получил обозначение Ан-24В, имел различные варианты компоновки пассажирского салона и поставлялся в Ливан, Монголию, Объединенную Арабскую Республику и Румынию.
В 1964 году в серию пошел двигатель АИ-24 серии 2, в 1966 году - двигатель АИ-24Т с системой впрыска воды на входе и форсированной до 2820 л. с. мощностью, а в 1970 году в производство поступил самолет Ан-24РВ, который оснащался турбореактивным двигателем-ускорителем РУ-19А-300 тягой 8,93 кН – он устанавливался в правой мотогондоле. 21 мая 1969 года в воздух поднялся разработанный на базе Ан-24Т тактический военно-транспортный самолет Ан-26, отличавшийся наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования (изготовлено 1398 машин).
Выпуск Ан-24 в СССР прекратился в 1978 году, но в Китае данная машина под обозначением Xian Y-7 (вариант Ан-24РВ) выпускалась вплоть до 2000 года, собрано 70 самолетов.
Конструкция
Ан-24 представлял собой свободнонесущий моноплан с высоким расположением трапециевидного в плане двухлонжеронного крыла кессонного типа, оборудованного закрылками Фаулера большого размаха – двухщелевыми с внешней стороны гондолы двигателя и однощелевыми в корневой части крыла. На консолях были также размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение – традиционное, дополненное на серийном самолете подфюзеляжным килем.
Высокорасположенное крыло
Такое крыло позволило снизить вероятность повреждения двигателей и воздушных винтов из-за попадания посторонних предметов с ВПП, а также обеспечило возможность приблизить пол кабины к земле, упростив погрузку/разгрузку машины.
Силовая установка
Силовая установка Ан-24РВ включает два ТВД АИ-24А и дополнительный турбореактивный двигатель-ускоритель РУ-19А-300 тягой 8,93 кН в правой мотогондоле.
Ускоритель
Стандартный агрегат автономного запуска ТГ-16 на Ан-24РВ был дополнен турбореактивным двигателем-ускорителем РУ-19А-300, а на Ан-24РТ сам ТГ-16 был заменен на дополнительный РУ-19А-300.
Шасси
Шасси — трёхопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колёса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется на земле.
Модификации
Ан-24 – первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году.
Ан-24 «Нить» – самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году.
Ан-24 «Троянда» – летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т.
Ан-24А – пассажирский вариант, рассчитанный на 44 места. В 1962—1963 годах изготовлено 200 самолётов.
Ан-24АТ – проект военно-транспортного самолёта на базе Ан-24А. Отличался с двигателями ТВ2- 117ДС с соосными винтами диаметром 4 м.
Ан-24АТ-У – проект самолёта укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов).
Ан-24АТ-РД – проект самолёта на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300.
Ан-24Б – пассажирский вариант с увеличенной до 21 тонны взлётной массы, рассчитанный на 48—52 мест. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов.
Ан-24В – экспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года.
Ан-24Д – проект пассажирского варианта, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км.
Ан-24К – проект административного (служебного) самолёта, рассчитанный на 16-18 мест.
Ан-24ЛП – лесопожарный. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта.
Ан-24ЛР «Торос» – самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов.
Ан-24ПС – поисково-спасательный на базе Ан-24Т.
Ан-24ПРТ – вариант Ан-24ПС с упрощённым составом оборудования.
Ан-24Р – самолёт радиоразведки и радиоконтроля.
Ан-24РВ – вариант Ан-24Б (В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установкой РУ-19А-300.
Ан-24РР – самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967—1968 годах переоборудовано 4 самолёта.
Ан-24РТ – военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300. В 1969—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта.
Ан-24РТ (Ан-24РТР) – самолёт-радиоретранслятор.
Ан-24Т (Ан-34) – военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б (В). Имел большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в 1961—1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта.
Ан-24УШ – учебно-штурманский вариант Ан-24. Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов.
Ан-24ФК (Ан-30) – фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ Бериева и ОКБ Антонова). В 1975-1980 годах на Киевском авиационном заводе изготовлено 115 самолётов.
Ан-24ШТ – штабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов.
Ан-26 – военно-транспортный самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов.
Ан-44 – проект транспортного самолёта. Отличался большой грузовой дверью в левом борту, и Т- образным оперением.
Ан-50 – проект с 4 ТРД АИ-25. Разработан в 1972 году.
Xian Y-7 – китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984—2000 годах изготовлено 70 самолётов.
Xian MA60 – модернизированный вариант Y-7. Выпускается с 2000 года Сианьской авиастроительной компанией.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики |
|
Экипаж
|
3-5 человек
|
Пассажировместимость
|
48—52 человек
|
Грузоподъёмность
|
6500 кг
|
Длина
|
23,53 м
|
Размах крыла
|
29,20 м
|
Высота
|
8,32 м
|
Площадь крыла
|
74,98 м²
|
Масса пустого
|
13 350 кг
|
Масса снаряжённого
|
13 489 кг
|
Нормальная взлётная масса
|
21 000 кг
|
Максимальная взлётная масса
|
21 800 кг
|
Масса топлива во внутренних баках
|
4850 кг
|
Силовая установка
|
2 × ТВД АИ-24
|
Мощность двигателей
|
2 × 2550 л. с.
|
Воздушный винт
|
АВ-72 серии 02
|
Диаметр винта
|
3,90 м
|
Лётные характеристики |
|
Максимально допустимая скорость
|
460 км/ч
|
Максимальная скорость
|
540 км/ч (при экстренном снижении)
|
Крейсерская скорость
|
460 км/ч
|
Скорость сваливания
|
191 км/ч
|
Практическая дальность
|
1850 км
|
Перегоночная дальность
|
2820 км
|
Практический потолок
|
7700 м
|
Скороподъёмность
|
5-15 м/с
|
Длина разбега
|
1000 м
|
Длина пробега
|
580 м
|