Ан-225 «Мрия» — советский транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Один из самых больших и грузоподъёмных самолётов в мире.
История создания
Создание этого уникального, самого большого в мире самолета тесно связано с советской космической программой. В 1976 г. в НПО «Энергия» развернулись широкомасштабные работы по созданию сверхмощных ракетнокосмических систем «Буран» и «Рассвет». Основным назначением тяжёлого транспортного самолёта в рамках данного проекта была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска. Также существовала важная задача доставки космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах. Не исключалась перевозка оборудования, необходимого для строительства и оснащения нефтегазовых месторождений в Сибири.
Ан-225 проектировали на базе другого сверхбольшого транспортного самолета – Ан-124 «Руслан», который до 1988 года был самым крупным самолетом в мире. Существовали опасения в отношении прочности конструкции более длинного, чем у «Руслана», фюзеляжа. Под увеличенную взлетную массу конструкцию фюзеляжа и шасси значительно усилили. Первый самолет предназначался для транспортировки «Бурана», поэтому на фюзеляже установили два гребня, к которым крепился космический корабль.
30 ноября 1988 г. состоялась выкатка самолета, получившего обозначение Ан-225 и имя «Мрия». 4 декабря начались скоростные рулежки, а 20 декабря 1988 г. Ан-225, совершил первый испытательный полет.
Эксплуатация
В программе «Буран» Ан-225 поучаствовал, только перевезя «Буран» на Парижский авиасалон в мае 1989 года и совершив несколько показательных полётов на Байконуре в апреле 1991 года.
После распада СССР единственный летающий экземпляр самолёта в 1994 году прекратил полёты, с него были сняты двигатели и другое оборудование для использования в «Русланах». Однако к 2000-м годам потребность в нём стала очевидной, и его восстановили силами украинских предприятий. Также авиалайнер подвергся доработке, чтобы соответствовать стандартам самолётов для гражданской авиации.
23 мая 2001 года были выданы сертификаты типа на Ан-225 «Мрия» Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) и Государственным департаментом авиационного транспорта Украины («Укравиатранс»), что позволило начать коммерческое использование самолёта в качестве перевозчика грузов.
В настоящее время единственный построенный Ан-225 выполняет коммерческие грузовые перевозки в составе авиатранспортного подразделения АНТК имени О. К. Антонова — авиакомпания Antonov Airlines.
Мировые рекорды
22 марта 1989 года посетителей авиасалона удивила прекрасная управляемость самолета Ан-225 в полете, а весь авиационный мир был поражен целой серией из 110 мировых рекордов, установленных в одном полете. Такое достижение — рекорд само по себе. Самолет взлетел с заводского аэродрома фирмы «Антонов» в Киеве с массой 508 350 кг. Масса полезной нагрузки при этом составляла 156 300 кг – на 90 720 кг меньше максимальной. Самолет выполнил полет по замкнутому маршруту протяженностью 2000 км со средней скоростью 813 км/ч на высоте 12 340 м.
В августе 2004 года был поставлен новый рекорд — «Мрия» перевезла двести пятьдесят тонн спецтехники по заказу компании Zeromax GmbH из Праги в Ташкент с промежуточной посадкой в Самаре.
В августе 2009 года самолёт был занесён в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку самого большого в истории авиации моногруза общим весом в 187,6 тонны. Это был генератор весом в 174 тонны, который транспортировался вместе со специальной рамой из немецкого Франкфурта в Ереван для новой армянской электростанции.
10 июня 2010 года перевезён самый длинномерный груз в истории воздушных транспортировок — две лопасти ветрогенератора длиной 42,1 метра каждая.
В общей сложности данный самолёт — обладатель около двухсот пятидесяти мировых рекордов.
Второй экземпляр
Второй экземпляр самолёта Ан-225 готов примерно на 70 %. Его планировалось достроить на заводе «Антонов» при наличии финансирования. Ещё с советских времён остались центроплан, фюзеляж и крыло. Эта машина может быть достроена, если появится заказчик.
Конструкция
Самолет Ан-225 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и двухкилевым оперением. Ряд элементов конструкции изготовлены из углепластика.
Крыло
На самолете использовано крыло консольного типа. Консоли крыла Ан-124 крепятся к новому центроплану. Размах крыла составляет более 87 м, по этому показателю его превосходил единственный самолет в истории – Hughes Heгcules.
Фюзеляж
Фюзеляж имеет традиционную полумонококовую конструкцию. Сечение фюзеляжа - двойная баранка, как у фюзеляжа самолета Ан-124. Перед и за крылом в фюзеляже сделаны вставки, за счет которых Ан-225 стал самым большим самолетом в истории мировой авиации. В целях снижения снижения массы отсутствует хвостовая рампа.
Шасси
Шасси - трехопорное. Оно включает две семистоечные основные и двухстоечную переднюю опоры. Каждая опора имеет по два колеса (на передней с пневматиками размером 1120х450 мм, на основных - 1270х510 мм). Четыре передних ряда стоек основных опор - поворотные. Все стойки выполнены независимыми и могут выпускаться отдельно, что практически исключает возможность посадки с не выпущенным шасси.
Силовая установка
Самолет оснащен шестью ТРМ Д-18Т тягой по 229,47 кН каждый, подвешенными под крылом на пилонах. Все двигатели снабжены устройствами реверса тяги. Топливные баки расположены в крыле. Имеется ВСУ, состоящая из двух турбогенераторов ТА-12 (размещены в обтекателях шасси).
Бортовое оборудование
Работа всех основных систем самолета контролируется 34 бортовыми процессорами. Система управления самолетом включает электрогидравлическую систему штурвального управления с четырехкратным резервированием и электродистанционную систему управления механизацией крыла с двукратным резервированием. Пилотажно-навигационный и радиотехнические комплексы обеспечивают самолетовождение в автоматическом и ручном режимах на всех этапах полета.
Полезная нагрузка
Ан-225 стал первым в истории самолетом, масса полезной нагрузки которого превысила 453 600 кг. Также «Мрия» оптимизирована для перевозки груза открытым способом, над фюзеляжем.
Тактико-технические характеристики
Размеры: размах крыла 88,40 м; площадь крыла 905 м2; длина фюзеляжа 84 м; высота 18,20 м; размах хвостового оперения 32,65 м; колея шасси 8,84 м; база шасси 29,10 м
Силовая установка: шесть двухконтурных турбореактивных двигателей Д-18Т («Прогресс», Лотарев) тягой по 229,47 кН.
Массы: максимальная взлетная 600000 кг; топлива более 300 000 кг; максимальная полезная нагрузка 250 000 кг.
Лётные характеристики: максимальная крейсерская скорость на оптимальной высоте 850 км/ч; нормальная крейсерская скорость на оптимальной высоте 700 км/ч; взлетная дистанция с максимальной взлетной массой 3500 м
Дальность: с максимальной заправкой 15 400 км; с максимальной полезной нагрузкой 4500 км
Экипаж: 7 человек