Самолёт Ан-2

Ан-2

Ан-2 — советский лёгкий многоцелевой самолёт. Представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом.


История создания

6 марта 1946 года было образовано ОКБ-153 по гражданским и транспортным самолётам при Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова. Его главным конструктором стал Олег Константинович Антонов. Первым заданием ОКБ стал сельскохозяйственный самолёт СХА-1, позднее переименованный в Ан-2. Самолет предназначался для распыления пестицидов над огромными полями колхозов и совхозов. Однако дискуссии по концепции и проекту самолета не утихали, и только в июле 1946 года было принято решение проектировать не моноплан-парасоль, а биплан. Антонова не смутил даже тот факт, что биплан во всем мире уже считался анахронизмом: расчеты показали – лучшим выбором станет именно биплан.

Прототипы

ОКБ построило два прототипа под обозначением СХ-1: на первом установили мотор АШ-21 мощностью 760 л. с., на втором – АШ-62ИР мощностью 1000 л. с.

Первый прототип в августе 1947 года поднял в небо летчик-испытатель Н. П. Володин.

С целью упрощения ремонта самолета в полевых условиях конструкцию фюзеляжа предполагалось выполнить из стальных труб, соединенных между собой сваркой, а обшивку сделать полотняной.

Для снижения массы планера и по ряду других причин обшивку пришлось сделать из легкого металлического сплава. Крылья были простейшей конструкции с двумя алюминиевыми лонжеронами и обшивкой из алюминия и полотна.

Между лонжеронами в крыле разместили шесть, топливных баков, обшивка в районе баков – алюминиевая. Все поверхности управления и стабилизатор имели полотняную обшивку. Увеличение подъемной силы крыла обеспечивали четыре секции щелевых закрылков и предкрылок на верхнем крыле, который отклонялся автоматически на больших углах атаки.

В декабре 1947 года в НИИ ВВС начались Государственные испытания, которые продолжались до марта 1948 года. 23 августа 1948 года самолёт под обозначением Ан-2 был принят на вооружение ВВС и на снабжение ГВФ. Серийное производство было организовано на заводе № 473 в Киеве. 9 сентября 1949 года лётчик-испытатель Г. И. Лысенко поднял в небо первый серийный Ан-2 (в транспортном варианте).


Производство и эксплуатация

В СССР самолёт очень широко эксплуатировался на местных воздушных линиях для перевозки пассажиров и грузов (часто на линиях, связывавших областные центры с районными, а также сёлами, посёлками), выполнения различных народнохозяйственных, в частности, авиационных химических работ. Применялся так же и в ДОСААФ, для десантирования парашютистов- любителей.

Будучи простым в эксплуатации, пригодным для взлёта и посадки с неподготовленных грунтовых площадок и обладая малым разбегом и пробегом, самолёт был незаменим для работ на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, где применялся повсеместно. Порой путают Ан-2 с самолётом По-2, который назывался «кукурузником», это название досталось ему от самолётов сельскохозяйственной авиации У-2АП, применявшихся для обработки полей, в том числе кукурузных в Молдове и Украине.

Серийное производство Ан-2 в СССР было прекращено в августе 1960 года после постройки примерно 5450 самолётов, хотя позже в СССР построили небольшое количество машин модификации Ан-2М.

Польское производство

Для серийного выпуска самолётов Ан-2 в 1959 года был выбран завод PZL в польском Мелеце. Первый Ан-2 польской сборки поднялся в воздух 23 октября 1960 года. После проверки советскими специалистами десяти машин опытной серии массовому производству Ан-2 в Польше был дан зеленый свет. Причем поляки создавали новые варианты биплана, а прежним давали новые обозначения. Инженеры предприятия из Мелеца не уставали вносить в конструкцию все новые и новые изменения. Так, межремонтный ресурс планера самолета Ан-2Р (сельскохозяйственный вариант) был продлен с 600 часов (1961 год) до 1500 часов (1970 год) и затем до 2000 часов (1973 год). В феврале 1973 года из цеха завода PZL выкатили 5000-й Ан-2, а к 1985 году в Мелеце выпустили 10100 машин. Всего же до прекращения серийного производства в начале 1990-х годов было выпущено 11950 самолётов Ан-2.

Китайское производство

В 1957 году лицензию на серийное производство Ан-2 получил Китай. Первый Yunshuji-5 (Y-5) поднялся в воздух в декабре того же года. Серийное производство Y-5 в Китае продолжалось до середины 1990-х годов. Причем китайские Ан-2 выпускались не менее чем в восьми модификациях военного и гражданского назначения.

На военной службе

Ан-2, зарекомендовавший себя отличным самолетом гражданской авиации, нашел применение и у военных – как в СССР, так и за рубежом. Первым военным вариантом Ан-2, запущенным в массовую постройку, стала модификация Ан-2Т, предназначенная для перевозки грузов массой 1500 кг.

Кроме гражданских и военных ведомств СССР, самолеты Ан-2 в большом количестве поступали в страны Организации Варшавского договора, а также Афганистан, Албанию, Анголу, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, ГДР, Египет, Ирак, КНР, Кубу, КНДР, Лаос, Никарагуа, Польшу, Танзанию и Чехословакию.

Эксплуатация в США

После окончания холодной войны в число эксплуатантов Ан-2 вошли даже США – три самолета были поставлены в подразделение Командования эксплуатационных испытаний и оценки (Operational Test & Evaluation Command – ОРТЕС) Армии США, авиабаза Биrгс, Форт-Блисс, штат Техас.


Конструкция

Планер самолета выполнен из легких металлических сплавов с работающей обшивкой. Обшивка стабилизатора и поверхностей оперения – полотняная.

Двигатель

Для обеспечения требуемых летных характеристик на Ан-2 установили 9-цилиндровый поршневой звездообразный двигатель воздушного охлаждения АШ-62ИР конструкции А.Д. Швецова мощностью 1000 л. с.

Воздушный винт

На самолётах первых 129 серий устанавливался деревянный винт В-509А-Д7 диаметром 3,6 метра с саблевидными лопастями. Позже он был заменён винтом В-509А-Д9. На некоторых экземплярах ВС типа Ан-2 применялся трёхлопастной винт, ранее использовавшийся на самолётах типа Ли-2. Начиная с 57 серии польского производства устанавливался металлический винт AB-2 с прямыми лопастями.

Интерьер

Самолеты Ан-2 строились с различными вариантами интерьера. Базовая модификация Ан-2Т была рассчитана на перевозку 12 пассажиров или груза массой до 2140 кг. В сельскохозяйственном варианте в кабине ставились баки для реагентов.

Биплан

Антонов предпочёл биплан моноплану за его меньшую массу конструкции и более компактные размеры. На Западе же к появлению в СССР биплана, получившего у них наименование «Colt», отнеслись с удивлением. Однако в итоге самолет получился очень удачным - с исключительно хорошими взлетно-посадочными характеристиками, достигнутыми за счет использования закрылков и предкрылков.


Модификации

Ан-2П — пассажирский (10 мягких кресел).

Ан-2М — модернизированный (одноместный, сельскохозяйственный).

Ан-2МС (ТВС-2МС) — турбовинтовой самолёт (ТВС), глубоко модернизированный (в СибНИА) вариант Ан-2 с турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12UAN и пятилопастным воздушным винтом, самолёт-демонстратор (ТВС-2ДТ) для отработки элементов перспективного лёгкого многоцелевого самолёта (ЛМС) и его вариант ТВС-2ДТС с композитным крылом и корпусом.

Ан-2ПП — противопожарный, с поплавковым шасси (гражданский).

Ан-2C — санитарный. Салон оборудован местами на шесть лежачих больных, с двумя сопровождающими медработниками.

Ан-2СХ — сельскохозяйственный (гражданский).

Ан-2Т — транспортный (1,5 тонны груза), почтовый, грузовой. Простейший вариант, без отделки салона и пассажирских сидений.

Ан-2ТП — транспортно-пассажирский. Вдоль бортов фюзеляжа расположены жёсткие откидные сиденья на 12 пассажиров. В начале 1960-х годов в Лейпциге было переоборудовано 7 самолётов, которые отличались прямоугольными иллюминаторами, пассажирским салоном с отделкой и мягкими креслами.

Ан-2ТД — транспортно-десантный. Салон оборудован для 12 парашютистов и их грузов, со скамейками вдоль бортов и с приспособлениями для десантирования и сброса грузов.

Ан-2Ф — аэрофотосъёмочный. Гражданский вариант с обычным фюзеляжем и автопилотом.

Ан-2Л — лесопожарный вариант, снабжённый грузом химикалий в стеклянных контейнерах под крыльями и фюзеляжем.

Ан-2ЗА — вариант для зондирования атмосферы с турбокомпрессором и дополнительной кабиной впереди киля для наблюдателя.

Ан-2 Геофиз (An-2 Geofiz) — для геофизических исследований.

Ан-2ПК (An-2PK) — пятиместный, для служебных перевозок.

Ан-2НАК — фоторазведчик и ночной артиллерийский разведчик. Двухкилевой с остеклённой хвостовой частью. Вооружался пулемётом УБТ или автоматической пушкой НС-23.

Ан-3 — вариант с турбовинтовым двигателем ТВД-20.

Ан-2В, Ан-4 (гражданский) — гидросамолёт на поплавковом шасси.

Ан-2П — противопожарная модификация Ан-2В, усовершенствованная в 1964 году. Способен поднять 1240 л воды.

Ан-6 — высотный разведчик погоды. Самолёт для полёта в горных районах и выполнения высотных, метеорологических, геофизических исследований. Перед килем была оборудована кабина наблюдателя для достижения наилучшего кругового обзора. На Ан-6 установлено два международных рекорда высоты.

Ан-2 «перехватчик» — со сдвоенной пулемётной турелью за центропланом и прожектором для перехвата разведывательных аэростатов (1960-е годы).

Ан-2Э — опытный экраноплан.

Ан-2-100 — модернизированный, с турбовинтовым двигателем МС-14 разработки Мотор Сич. 11 апреля 2017 года самолёт Ан-2-100 поднял груз с рекордным для своего класса весом — 3202 кг на высоту 2700 м.


Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Экипаж
2 человека
Пассажировместимость
12 человек
Грузоподъёмность
1500 кг
Длина
12,4 м (в стояночном положении)
Размах крыльев
Размах верхнего крыла: 18,17 м (от края законцовки до другого края законцовки)
Размах нижнего крыла: 14,23 м
Высота
5,35 м (в линии полёта)
Площадь крыла
71,52 м²
Размеры грузовой кабины
Длина: 4,1 м
Высота: 1,8 м
Ширина: 1,6 м
Масса пустого
3400—3690 кг
Максимальная взлётная масса
в пассажирском и грузовом вариантах:
при температуре воздуха у земли до +15 °С: 5500 кг
при температуре воздуха у земли свыше +15 °С: 5250 кг
в сельскохозяйственном варианте: 5250 кг
Объём топлива
1240 л
Силовая установка
1 × звёздообразный поршневой АШ-62ИР
Мощность двигателей
1 × 1000 л. с. (1 × 735,45 кВт)
Воздушный винт
АВ-2
Диаметр винта
3,6 м

Лётные характеристики

Максимально допустимая скорость
300 км/ч
Максимальная скорость
236 км/ч (при максимальной взлётной массе)
Крейсерская скорость
180 км/ч (при максимальной взлётной массе)
Практическая дальность
990 км
Практический потолок
4200 м (при максимальной взлётной массе)
Скороподъёмность
2,4 м/сек. (при максимальной взлётной массе)
Длина разбега
235 м (при максимальной взлётной массе)
Длина пробега
225 м