Самолёт Ан-14

Ан-14

Ан-14 – советский лёгкий транспортный самолёт предназначавшийся для замены Ан-2, совершил первый полёт 14 марта 1958 года.


История создания

Разработку многоцелевого самолета с коротким взлетом и посадкой О.К. Антонов начал еще в 1951 году, но лишь в мае 1956 года вышло постановление Совета Министров СССР о начале работ по легкому многоцелевому самолету с коротким взлетом и посадкой и простым управлением.

Были построены три опытных самолета, первый из них – бортовой номер СССР-Л1958 – был облетан 14 марта 1958 года на аэродроме Святошино под управлением летчика-испытателя В. Н. Изгейма. Самолет был оснащен девятицилиндровыми двигателями АИ-14 взлетной мощностью 240 л. с. Самолет вышел неприхотливым в эксплуатации и обладал отличными взлетно-посадочными характеристиками – требовалась ВПП длиной всего 60 м.

Второй опытный самолет, СССР-Л1053, почти не отличался от предшественника, а вот третий, представленный на госиспытания, получил обозначение Ан-14А (СССР-Л5860) и оснащался уже форсированными двигателями АИ-14РФ мощностью по 300 л. с. и двухлопастными деревянными винтами В536-Д12 с механизмом флюгирования, а также имел новое хвостовое оперение – с V-образным стабилизатором и прямоугольными килевыми шайбами увеличенной площади. Для удобства погрузки вместо двери под хвостовой балкой сделали большой грузовой люк, а для летчика – переднюю дверь.

В серийный вариант были вновь внесены изменения – серийные Ан-14А отличались крылом трапециевидной формы увеличенного размаха, удлиненной носовой частью фюзеляжа и трехлопастными воздушными винтами. Первый полет серийной «Пчелки» состоялся 3 мая 1965 года.


Эксплуатация

«Пчелка» эксплуатировалась преимущественно в СССР, хотя часть машин экспортировалась в Болгарию, ГДР, Гвинею и Гвинею-Бисау, а также в Монголию. Выпуск Ан-14А прекращен в 1970 году, собрано 339 машин.

30 апреля 1968 года в воздух поднялся модернизированный Ан-14М, ставший фактически прототипом будущего Ан-28.


Конструкция

Самолет отличался простой конструкцией с высокорасположенным подкосным крылом большого относительного удлинения (12:1) и неубирающимся трехопорным шасси. Во многом советская «Пчелка» напоминала экспериментальный французский Hwel-Dubois, послуживший, в свою очередь, основной для создания британских Short Skyvan и Shorts 330.

Вместимость

В кабине могли разместиться до семи пассажиров либо шесть носилочных раненых (больных) с сопровождающим медиком, в грузовом варианте самолет мог брать на борт 720 кг груза, а в варианте сельскохозяйственного самолета – оснащаться емкостями на 1000 л пестицидов и других веществ.


Модификации

Ан-14 – прототип. Отличался двигателями АИ-14 мощностью 240 л. с., прямоугольным крылом. Изготовлено 2 самолёта.

Ан-14А – третий прототип. Отличался двигателями АИ-14РФ, V-образным стабилизатором с прямоугольными шайбами. Первый полёт весной 1960 года.

Ан-14А – серийный. Отличался крылом трапециевидной формы увеличенного размаха, удлинённой носовой частью фюзеляжа, трёхлопастными винтами. Первый полёт 3 мая 1965 года. Выпускался в 1965—1970 годах.

Ан-14Б – доработанный проект. Отличался улучшенной аэродинамикой, V-образным хвостовым оперением, отсутствием подкоса крыла. Разработан в 1963 году.

Ан-14В – проект с ТВД ГТД-350 с четырёхлопастными винтами. Разработан в 1962 году.

Ан-14Л (Ан-28 — первый с таким названием) – проект с ТВД «Астазу» французской фирмы «Турбомека».

Ан-14М – модернизированный, прототип Ан-28. Отличался двигателями ГТД-550АС (позже ТВД-850), удлинённым фюзеляжем, конструкцией крыла, дверью в левом борту, полуубирающимся шасси, формой килевых шайб. Изготовлен в одном экземпляре. Первый полёт 30 апреля 1968 года.

Ан-14Ш – летающая лаборатория для испытаний шасси на воздушной подушке. Переоборудован из серийного Ан-14А в 1980 году. Первый полёт в начале 1983 года.

Ан-30 (первый с таким названием) – проект с двигателями ГТД-350. Отличался винтами, соединёнными трансмиссией. Количество мест для пассажиров увеличено до 15.

Ан-714 – опытный вариант с шасси на воздушной подушке. Разработан в Куйбышевском КБ шасси самолётов и вертолётов. Первый полёт 20 октября 1970 года.

«Чайка» – сельскохозяйственный проект. Разработан в 1963 году.


Тактико-технические характеристики

Экипаж
1 человек
Вместимость
7—9 пассажиров или 720 кг груза
Длина
11,36 м
Высота
4,36 м
Размах крыла
22 м
Площадь крыла
39,7 м²
Максимальный взлётный вес
3630 кг
Нагрузка на крыло
87 кг/м²
Двигатель
2 х Аи-14РФ, 2 х 300 л. с.
Крейсерская скорость
170—180 км/ч
Максимальная скорость
200—210 км/ч
Скорость отрыва и посадочная скорость
75—80 км/ч
Максимальная дальность полёта
680 км (при крейсерской скорости в 170—180 км/ч, нагрузке 7 пассажиров или 600 кг груза)
Практический потолок
5000 м
Скороподъёмность
5,3 м/с