Ан-124 «Руслан» — советский тяжёлый дальний транспортный самолёт 4-го поколения разработки ОКБ имени Антонова.
Самый крупный и грузоподъёмный в мире серийный транспортный самолет Ан-124 «Руслан» (по классификации НАТО «Condor») начал свою карьеру как стратегический военно-транспортный самолет. По окончанию холодной войны он добился огромного успеха на рынке специализированных коммерческих грузовых перевозок.
История создания
В середине 1960-х годов в США шли работы по созданию нового тяжёлого транспортного самолёта, будущего Lockheed C-5 «Galaxy». В СССР разработка тяжелого военно-транспортного самолета началась в 1974 году под индексом «Изделие 200», сразу после окончания серийного выпуска самолетов Ан-22. В 1977 году проект полностью переработали, и он получил название «Изделие 400».
Всего при постройке самолета привлекалось более ста предприятий на всей территории СССР. Особенно стоит отметить вклад Ташкентского ПО им Чкалова, изготовившее консоли крыла, центроплан и крупногабаритные детали поперечного набора фюзеляжа. Крупногабаритные детали перевозились на спине Ан-22.
Первый прототип стратегического военно-транспортного самолета поднялся в воздух 28 декабря 1982 года, командиром экипажа в том полете был летчик-испытатель Владимир Терский. Еще до первого полета второго прототипа, самолет получил собственное имя «Руслан».
В 1985 году «Руслан» демонстрировался на XXVI аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже, тогда на Западе стало известно правильное обозначение самолета – Ан-124.
В декабре 1986 года был подписан акт испытаний самолёта Ан-124.
30 декабря 1992 года на гражданский вариант самолёта Ан-124-100 получен Сертификат лётной годности.
Военное назначение
Техническое задание на проектирование тяжелого транспортного самолета составлялось на основе требований, выработанных военно-транспортной авиацией (ВТА). В число этих требований входили: опускаемая задняя фюзеляжная рампа, поднимаемая носовая часть фюзеляжа, титановый пол грузовой кабины; размеры кабины выбирались с учетом «типовой» нагрузки военного назначения, а шасси проектировалось из расчета возможности взлета и посадки с грунтовых аэродромов. Военные оговорили ресурс - не менее 8000 полетов с максимальной полезной нагрузкой без потерь прочности.
Конструкция
«Руслан» отличает чистота аэродинамических форм, с этой точки зрения самолет конструкции ОКБ Антонова превосходит американскую машину аналогичного класса С-5 и почти не уступает перспективным проектам тяжелых военно-транспортных самолетов фирм Boeing и Douglas.
Крыло и планер
Крыло Ан-124 имеет сверхкритический профиль, по размаху оно на 5,5 м больше крыла самолета С-5А и создает большую подъемную силу. Крыло оборудовано развитой механизацией, включая отклоняемые предкрылки, трехсекционные закрылки и элероны. Внутри крыла оборудовано десять топливных баков суммарной емкостью 230 004 кг керосина.
В конструкции планера широко использованы композитные материалы на основе углерода и стекловолокна. В конструкции гондол и пилонов двигателей использован титан.
Силовая установка
На самолете установлено четыре двухконтурных турбореактивных двигателя с устройствами реверса Д-18Т. Для запуска основных двигателей и обеспечения работы бортового оборудования на стоянке при выключенных двигателях используются две вспомогательные силовые установки ТА-12. Двигатели имеют низкую газодинамическую устойчивость на взлётных режимах и массу различных ограничений в эксплуатации, в том числе по ветру на аэродроме.
Шасси
Шасси самолета разработано на заводе Гидромаш. Он состоит из двух независимо управляемых носовых опор (два колеса на каждой опоре) и двух рядов основных опор, по пять опор с двумя колесами в ряду. Все колеса оснащены дисковыми углеродными тормозами. Гидравлика шасси позволяет менять клиренс самолета, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ.
Система управления
В качестве основной системы по всем каналам используется электродистанционная система управления, резервная система управления - гидравлическая.
Транспортные возможности
Высота грузовой кабины самолета, которая занимает почти весь фюзеляж, составляет 4,40 м, ширина - 6,40 м, длина - 36 м.
Размеры грузовой кабины выбирались с учетом возможности перевозки пусковой установки подвижного ракетного комплекса средней дальности «Пионер» (западное обозначение S -20 «Saber»). Загрузка и выгрузка осуществляются через опускаемую заднюю рампу или спереди после поднятия носовой части фюзеляжа; в передней части также имеется опускаемая рампа. Грузовая кабина оборудована двумя кранами грузоподъемностью по 3000 кг каждая и двумя лебедками с тяговым усилием по 10000 кг, что дает возможность выполнять погрузочно-разгрузочные работы автономно. В фюзеляже над грузовой кабиной расположена верхняя палуба. В ее передней части находится кабина экипажа из шести человек, за ней - каюты-купе и салон на пассажиров. Масса перевозимой самолетом полезной нагрузки - до 150 000 кг.
Производство
Серийное производство самолетов было развернуто в Ульяновске на специально построенном авиационном производственном комплексе (УАПК), а также на заводе ОКБ им. О. К. Антонова в Киеве.
В 1991 году серийное производство приостановили. После достижения соглашения между Украиной и Россией серия возобновилась, но темп производства в сравнении с советским периодом значительно упал.
Ульяновский авиационно-промышленный комплекс построил 33 самолёта с 1985 по 1995 год. Киевское авиационное производственное объединение до 1994 года построило 17 самолётов.
Производство Ан-124 прекратилось в 1995 году, с тех пор вопрос о возобновлении серийного производства неоднократно поднимался. Тем не менее ни одного «Руслана» после 1995 года построено не было. Всего было изготовлено 56 машин, в том числе один прототип для наземных статических испытаний.
Эксплуатация
В январе 1986 года «Русланы» начали поступать в военно-транспортную авиацию и «Аэрофлот».
В мае 1987 года самолет Ан-124 выполнил кругосветный перелет, пролетев расстояние 20151 км за 25 ч 30 мин.
В одном из первых эксплуатационных полетов «Руслан» доставил в Японию 154-тонный карьерный самосвал Euclid, предназначенный для разработки месторождения алмазов.
Самолеты «Руслан» регулярно используются в гуманитарных операциях. В период военных действий в районе Персидского залива в сентябре 1990 году один Ан-124 перевез 451 бангладешского беженца из Аммана в Дакку. Зафрахтованный компанией Air Foyle самолет «Руслан» установил еще один рекорд – перевез 43-тонный трансформатор 11 143 т оборудования одним рейсом из Барселоны на Новую Каледонию. Той же компании «Air Foyle» принадлежит рекорд перевозки самого тяжелого «цельного» груза - самолетом Ан-124 из Кривого Рога в Берлин был доставлен 120-тонный кран Liebherr.
В ВВС России самолеты Ан-124 состоят на вооружении дислоцированного в Сеще, Брянская область, военно-транспортного авиационного полка.
Гражданские эксплуатанты самолётов Ан-124-100: КБ Антонова (Авиант, Авиалинии Антонова) и АК «Волга-Днепр».
Модификации
Ан-124 - базовая модель военно-транспортного самолёта.
Ан-124-100 - коммерческий транспортный самолёт, демонтирована часть военного оборудования, изменённый ПНК «Купол-124», заменены связные радиостанции, приборное оборудование с градуировкой в футах и узлах.
Ан-124-100-150 - модификация самолёта Ан-124-100 с повышенной нагрузкой до 150 тонн и увеличенной дальностью полёта, в том числе с грузом 120 т до 5400 км.
Ан-124-100М - модификация самолёта Ан-124-100 с уменьшенным составом экипажа (с 6 до 4 человек) и электронным оборудованием западного производства: инерциальной навигационной системой Littoп LТN-92, приемником спутниковой навигационной системы фирмы «Collins», системой предупреждения об опасном сближении с землей, метеорологической РЛС.
Ан-124-100М-150 - модификация самолёта Ан-124-100М с повышенной нагрузкой до 150 тонн и увеличенной дальностью полёта, в том числе с грузом 120 т до 5400 км.
Были осуществлены попытки проектирования противопожарной модификации Ан-124ФФР, самолет мог бы сбрасывать до 200 т противопожарных реагентов. В 1999 году появились предложения о превращении «Руслана» в платформу для запуска небольших спутников на низкие орбиты, но проект практического воплощения не получил.