Ан-10 – советский среднемагистральный пассажирский самолёт, разработанный в ОКБ Антонова в 1950-х годах.
История создания
1954 году в КБ О. К. Антонова был подготовлен проект пассажирского самолета, разработанного на базе ВТС Ан-8 и получившего рабочее обозначение «Н». Самолет был рассчитан на перевозку в комфортабельном салоне 57 человек и отличался «всеядностью» к аэродромам.
Летом 1955 года, когда КБ посетил Н. С. Хрущев, авиаконструктор предложил более амбициозный проект – создание на единой базе четырехдвигательного военно-транспортного и пассажирского самолетов. В итоге 30 ноября 1955 года выходит Постановление СМ СССР, а 9 декабря приказ Министерства авиационной промышленности о создании в КБ О. К. Антонова четырехдвигательного пассажирского самолета – «изделие У» («универсальный»), который впоследствии и стал гражданским Ан-10.
Первый полёт опытный самолет Ан‑10, получивший собственное имя «Украина», совершил 7 марта 1957 года с аэродрома Киевского авиазавода в Святошино.
В июле 1957 года в аэропорту Внуково состоялась демонстрация самолёта советскому руководству. К концу года был выпущен первый серийный экземпляр Ан-10. А в ноябре 1958 года начались эксплуатационные испытания первых серийных машин, поступивших в Украинское территориальное управление ГВФ — им пришлось возить грузы и почту. По итогам государственных испытаний, завершившихся в июне 1959 года, машину допустили к перевозке пассажиров.
Производство и эксплуатация
В марте 1958 года гражданская авиация приступила к освоению Ан-10, в октябре в авиаотряды поступили первые два самолета, 27 мая 1959 года состоялся первый технический рейс с пассажирами, а 21 июля того же года был выполнен первый регулярный рейс на линии Киев - Москва. В 1962 году в «Аэрофлоте» работали уже 75 самолетов семейства Ан-10, но через 10 лет – в конце лета 1972 года – государственная комиссия приняла решение снять все самолеты Ан-10 с эксплуатации на линиях «Аэрофлота». Причиной такому решению послужили 12 аварий и катастроф, в которых погибли 370 человек.
Согласно расчётам, в годы эксплуатации Ан‑10 был в числе самых рентабельных самолётов: стоимость перевозки одного пассажира была значительно ниже, чем на Ту-104А, главным образом, из-за большей пассажировместимости. К 1971 году самолёты Ан-10 перевезли свыше 35 млн пассажиров и 1,2 млн. тонн грузов. Тем самым они вышли на первое место в СССР по пассажирообороту.
Серийный выпуск осуществлялся на Воронежском авиазаводе – до 1961 года было собрано 108 самолетов (вместо 215 планировавшихся), после чего производство переориентировали на новый Ан-12.
Конструкция
Примечательно, что, несмотря на то, что создаваемый в КБ Антонова Ан-10 был пассажирским, его аэродинамическая схема, поперечное сечение фюзеляжа, основные проектные параметры крыла, оперения и шасси определялись в целом с учетом военного назначения его «близнеца» – военно-транспортного самолета Ан-12.
Крыло и оперение
Крыло – трапециевидное в плане, двухлонжеронное, кессонного типа. Хвостовое оперение включало стабилизатор с рулем высоты, киль с рулем направления, форкиль, подфюзеляжный гребень и две закрепленные на концах стабилизатора шайбы.
В феврале 1961 года Ан-10А, СССР-11185, доработали, убрав вертикальные шайбы и установив вместо одного небольшого подфюзеляжного гребня два большей площади. Затем так переоборудовали все ранние машины.
Силовая установка
Силовая установка включала четыре ТВД АИ-20А, установленных на крыле и вращающих металлические четырехлопастные воздушные винты изменяемого шага АВ-68И. Причем опытный самолет, получивший собственное имя «Украина», совершил первый полет 7 марта 1957 года с двигателями НК-4, созданными в КБ Н. Д. Кузнецова, но на первом серийном Ан-10 уже стояли запорожские двигатели.
Шасси
Шасси – четырехопорное в составе управляемой двухколесной передней опоры, двух четырехколесных основных опор и хвостовой предохранительной опоры.
Модификации
Ан-10А – с удлиненным пассажирским салоном (длина фюзеляжа осталась прежней) и с двигателями.
АИ-20А, а затем АИ-20К – машина выпускалась сначала в компоновке на 100 пассажирских мест, впоследствии их число было доведено до 112.
Ан-10Б – с обновлённым радиооборудованием и изменённой компоновкой салона, вмещавшего до 132 пассажиров.
Ан-10В – проект с удлинённым на 6 м фюзеляжем, вмещавшим до 174 пассажиров.
Ан-10ВКП – воздушный командный пункт, оснащенный аппаратурой спецсвязи для управления войсками. В такой вариант было переоборудовано несколько самолётов, принадлежавших ВВС.
Ан-10Д – проект увеличенной дальности. Использование свободных отсеков крыла для размещения топлива повышало дальность полёта до 3 650 км. Проект не был реализован.
Ан-10ТС – военно-транспортный самолёт, грузоподъёмностью 14500 кг, способный десантировать личный состав ВДВ в воздухе.
Ан-16 – проект для перевозки 130 пассажиров с багажом, почты и грузов общей массой до 14 000 кг на расстояние 2000 км. Увеличение кресел достигалось за счет 3-метровой цилиндрической вставки в фюзеляж базового самолета. Предложен в 1957, но его реализация была отложена в связи с загруженностью другими работами.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики |
|
Экипаж, чел
|
5
|
Полезная нагрузка
|
112 пассажиров (в десантном варианте 100 парашютистов; в грузовом - 14000 кг груза)
|
Размах крыла, м
|
38,014
|
Длина самолёта, м
|
34,000
|
Высота самолёта, м
|
9,83
|
Площадь крыла, м²
|
121,73
|
Масса, кг
|
пустого самолёта: 32 500;
максимальная взлётная: 54 000;
топлива: 10780
|
Тип двигателя
|
4xТВД АИ-20А
|
Мощность, л. с.
|
4х4000
|
Лётные характеристики |
|
Максимальная скорость, км/ч
|
на высоте: 675;
у земли: 520
|
Перегоночная дальность, км
|
4000
|
Практическая дальность, км
|
2000
|
Практический потолок, м
|
10000
|