Гражданский самолёт Airbus A380

Airbus A380

Airbus А380 — широкофюзеляжный двухпалубный четырёхдвигательный турбореактивный пассажирский самолёт, созданный концерном Airbus — крупнейший серийный авиалайнер в мире.


История создания

В конце 1980-х годов концерн Airbus начал разработку проекта А380 Super Jumbo для внедрения на почти полностью захваченный фирмой Boeiпg рынок больших широкофюзеляжных авиалайнеров и создания самолета на замену Boeing 747. В результате появился авиалайнер большой вместимости для обслуживания пассажиропотоков между основными транзитными пересадочными узлами.

В связи с ростом недовольства шумностью в зоне аэропортов и увеличением объемов авиаперевозок в 1990 году концерну Airbus пришлось изучать возможность создания проекта VLA очень большого самолета, названного в июне 1994 года проектом Very Large Commercial Transport, VLCT. В июне 1994 г. Airbus начал развитие своего собственного VLCT, дав ему временное обозначение А3ХХ. Проектирование A3XX сошлось на полностью двухпалубной конструктивной концепции, что позволило бы обеспечить больший пассажирообъём, чем стандартный однопалубный вариант или «горбатый» вариант, подобный Boeing 747.

19 декабря 2000 года совет директоров недавно реорганизованного Airbus проголосовал за запуск программы A3XX и оценил стоимость программы в 8,8 млрд евро. A3XX наконец получил полноценное обозначение как A380. A380 — это разрыв между предыдущими самолетами Airbus обозначавшимися в последовательности от A300 до A340. Обозначение A380 было выбрано по причине того, что цифра 8 напоминает поперечное сечение этого двухпалубного самолёта. К тому же число 8 считается «счастливым» в некоторых азиатских странах-заказчиках. Окончательная конфигурация авиалайнера была утверждена в начале 2001 года.

Для проекта А3ХХ предлагались двигатели двух типов: Rolls Royce Trent 900 тягой от 311 кН до 338 кН и GP7200 совместного предприятия Engine Alliance фирм General Electric и Pratt & Whitney. Первый пуск Trent 900 состоялся 18 марта 2003 года в Дерби. Двигатель развил тягу выше проектной - 355 кН и в октябре 2004 года получил сертификат после 60-часовой программы летных испытаний на самолете А340-300. Машина с двигателем GP7200 впервые взлетела 3 декабря 2004 года.


Первые продажи

Для обеспечения программы концерну Airbus требовалось получить заказы на 30-40 машин.

Их удалось собрать на авиасалоне Фарнборо 2000. 24 июля были подписаны контракты с авиакомпаниями Emirates и Air France. Вскоре последовали заказы от компаний ILFC, Singapore Airlines, QANТAS и Virgin Atlaпtic. В дальнейшем Airbus объявила, что получила на А3ХХ 50 подтвержденных заказов и 42 возможных заказа.

19 декабря 2000 года началась постройка авиалайнера. Базовыми версиями стали А380-800 на 555 пассажиров и грузовой A380-800F грузоподъемностью до 150 т. Предлагался короткофюзеляжный вариант А380- 700 на 480 мест, но потом его отменили.

Разработка варианта А380-900 повышенной вместимости была отложена. Ожидалось, что первый А380 взлетит в 2004 году и войдет в эксплуатацию в 2006-м.

Компания FedEx - первый заказчик A380-800F. По договору от 16 января 2001 года она с августа 2008-го по 2011 год получит 10 таких машин. Эти самолеты с дальностью полета 10 360 км способны выполнять прямые рейсы из Азии в США и Европу. Первый полет состоялся в 2007 году.

Кроме FedEx, заказы на A380-800F разместили компании Emirates, ILFC и Uпited Parcel Services. Но задержки в программе привели к тому, что две специализированные грузовые авиакомпании утратили интерес к этим самолетам, а компании Emirates и ILFC решили заказать другие версии самолета.

Airbus приостановил работы над грузовой модификацией, но заявил, что грузовой A380-800F по-прежнему остаётся предполагаемым.


Проведение испытаний

18 января 2005 года в ходе первого публичного представления А380 в аэропорту Бланьяк в Тулузе на обозрение 4500 приглашенных гостей выкатили окрашенный в цвета концерна прототип А380-800.

После еще двух месяцев работы этот самолет передали в летно-испытательный отдел концерна Airbus. Утром 27 апреля лайнер вылетел из Бланьяка с экипажем из шести летчиков-испытателей во главе с капитаном Клодом Лелю, старшим вице-президентом летно-испытательного управления концерна Airbus, и Фернандо Алонсо, вице-президентом отдела летных испытаний. Самолет произвел посадку после 3 часа 54 минуты успешного полета.

Пять лайнеров А380 (серийные номера 001, 002, 004, 007 и 009) уже прошли программу летных испытаний, в частности экземпляр 002 использовался для испытаний систем кабины, а машина 007 осваивала рейсовые полеты. На 009 с 25 августа 2006 года испытывались двигатели GP7200, еще четыре экземпляра оснастили двигателями Trent 900. В Дрездене один из самолетов 26 месяцев проходил статические испытания на усталость, что эквивалентно 47 500 полетам.

В марте 2006 года в Гамбурге прошли испытания по эвакуации пассажиров в аварийной ситуации, в ходе которых 853 пассажира и 20 членов экипажа покинули А380 за 78 секунд при требованиях по стандартам сертификации эвакуации 90 секунд. Европейский и американский сертификаты летной годности с двигателями Trent 900 были получены 12 декабря 2006 года. 14 декабря следующего года сертификацию прошел вариант с двигателями GP7200.

На февраль 2008 года пять A380 налетали в общей сложности 4565 часов и совершили 1364 полёта, включая проверку на работу на авиалинии и демонстрационные полёты.


Производство

Основные секции авиалайнера строятся на предприятиях во Франции, Великобритании, Германии и Испании. Из-за их размеров в Тулузу они транспортировались не самолётом A300-600 Beluga (используемым для транспортировки деталей для других самолётов Airbus), а наземным и водным транспортом, хотя некоторые детали фюзеляжа перевозятся самолётом Ан-124. Компоненты для A380 производят такие компании, как Rolls Royce, SAFRAN, United Technologies, General Electric и Goodrich.

Технические проблемы и задержки поставок

В июне 2005 года возникла проблема с электропроводкой авиалайнера. Она стала первой в ряде задержек начальной даты поставки, затянув передачу первого экземпляра компании Singapore Airlines до октября 2007 года. Кроме того, как и многие новые самолеты, А380 имел ряд технических проблем.

С неполадками в электросистемах столкнулись и несколько других авиакомпаний, включая Emirates и QANTAS. 21 сентября 2008 года QANТAS получила первый из заказанных лайнеров А380 в конфигурации на 450 мест. 24 октября он совершил свой первый рейс Мельбурн - Лос-Анджелес. Однако 2 марта 2009 года этой австралийской компании пришлось снять с рейсов все три своих А380 из-за проблем в топливной системе. Также отмечались поломки датчиков и некоторых иных компонентов.

Компании Siпgapore Airlines и Emirates решили, что система оповещения слишком чувствительна, что снижало уровень технической готовности авиалайнера до 97 % вместо расчетных 98,5 %. Но в целом авиакомпании считали, что новый авиалайнер соответствует гарантийным характеристикам, данным концерном Airbus, и даже превышает их при снижении эксплуатационных расходов на одного пассажира на 20 %.

Прекращение производства

14 февраля 2019 года концерн Airbus объявил о возможном прекращении производства самолётов A380 с 2021 года, из-за низкого спроса. Среди причин называется сдвиг рынка авиаперевозок от полётов «точка-хаб-точка» к схеме «точка-точка». Авиалайнер был спроектирован в качестве «рабочей лошадки» для массовых перевозок, однако не использовался в одноклассной компоновке, и позиционировался авиакомпаниями в качестве роскошного авиалайнера.


Эксплуатация

Singapore Airlines получила свой первый A380 15 октября 2007 года. Десять дней спустя он совершил свой первый коммерческий рейс № SQ38 (Сингапур – Сидней).

25 января 2008 года A380 (MSN014) Qantas Airways (вторая авиакомпания, заказавшая A380) совершил свой первый полёт.

18 января 2010 года 25-й экземпляр А380 передали авиакомпании Emirates. Он стал восьмым в парке этой фирмы. Emirates заказала 109 самолетов А380-861, став самым крупным покупателем этих авиалайнеров и первой компанией, начавшей применять версию с двигателями Engine Alliance GP7200. 1 августа 2008 года был осуществлен первый коммерческий полет лайнера этого типа по маршруту Дубай - Нью-Йорк. Компания Emirates осуществляет полеты в Лондон, Манчестер, Сидней, Бангкок, Торонто, Париж, Окленд, Сеул, Джидду, Пекин, Гонконг и Нью-Йорк. Ее лайнеры АЗ80 базируются в Дубае.

19 мая 2010 года авиакомпания Lufthaпsa получила свой первый АЗ80, который спустя три недели осуществил свой первый коммерческий полет из Франкфурта в Токио.

Компания Air France заказала 12 АЗ80-861. 30 октября 2009 года она получила первый из них, а 20 ноября выставила его на трассу Париж - Нью-Йорк, первой в Европе начав применять эти машины.

Еще несколько лайнеров заказали компании British Airways, Chiпa Southern Airlines, Etihad Airlines, ILFC, Korean Air, Malaysia Airlines, Qatar Airways, Thai International Airways и Virgin Atlantic Airways.


Конструкция и особенности

В лайнере Airbus А380 воплощены многие технические и научные достижения - от нового материала GLARE, из которого частично сделана его обшивка, до интегрированного модульного БРЭО.

Кабина пилотов

В A380 улучшенная стеклянная кабина и дистанционное управление рулями с помощью электроприводов, связанных с боковой ручкой управления. Устройства отображения информации в кабине экипажа: 9 взаимозаменяемых жидкокристаллических мониторов 20х15 см. Из 9 мониторов 2 — индикаторы навигационных данных, 2 — основные индикаторы полётных данных, 2 индикатора работы двигателей, 1 отображает данные о текущем состоянии всей системы в целом и 2 многофункциональных. Подобное расположение кабины, процедуры и пилотажные характеристики Airbus использует и в других своих самолётах, чтобы уменьшить затраты на обучение экипажа.

Силовая установка

В настоящее время лайнер предлагается покупателям с двигателями двух семейств на выбор: Епginе Alliaпce (General Electric и «Pratt & Whitney) GP7000 или Rolls-Royce Тrеnt 900.

Снижение уровня шума являлось важным требованием при проектировании A380, которое частично отразилось и на конструкции двигателей. Оба типа двигателей позволяют самолёту удовлетворять ограничениям по шумности QC/2 при убытии и QC/0.5 при прибытии, установленными лондонским аэропортом Хитроу, который стал одним из ключевых пунктов назначения A380.


Самолет Airbus А380, самый большой в мире и первый двухпалубный широкофюзеляжный авиалайнер, введенный в коммерческую эксплуатацию, стал флагманом европейской авиапромышленности. С момента начала его проектирования концерном Airbus и до поставки первому заказчику - авиакомпании Singapore Airlines - прошло почти 20 лет.