Airbus A350 XWB (Extra Wide Body — сверхширокий фюзеляж) — семейство дальнемагистральных широкофюзеляжных двухдвигательных пассажирских самолётов, разработанных концерном Airbus в качестве замены A330 и A340.
История создания
Учитывая требования пассажиров, растущие цены на топливо и ужесточение требований к охране окружающей среды, компания Aiгbus начала разработку нового семейства дальних широкофюзеляжных самолетов средней вместительности.
Начальная версия была задумана в 2004 году с фюзеляжем на основе A330 и одинаковой с ним компоновкой, но со значительно обновлённым дизайном. Такое предложение не вызвало большого интереса со стороны потенциальных покупателей, что вынудило Aiгbus начать разработку нового лайнера, способного конкурировать как с Boeing 787 Dгeamlineг, так и с 777-м.
После серьезного пересмотра программа была «реанимирована» в декабре 2006 года, публике был предложен новый лайнер - А350 XWB. Фюзеляж самолета получил сечение, близкое по размерам к сечению у Boeing 787, что позволяло разместить по 10 сидений в ряду при сверхплотной компоновке или 9 сидений при комфортной эконом-компоновке. Airbus заявила, что самолёт будет более экономичным, а его эксплуатационные расходы будут на 8 % ниже, чем у Boeing 787 Dreamliner. Затраты на разработку составили около 12 млрд евро (15 млрд долларов).
4 декабря 2012 года первый экземпляр «MSN1» выкатили из ангаров сборочного цеха. 14 июня 2013 года самолёт совершил свой первый полёт, начав программу лётных испытаний.
Первым поднявшимся в воздух стал самолёт модификации А350-900 с регистрационным номером F-WXWB. Взлётный вес составил 221 тонну.
Второй экземпляр поднялся в воздух 14 октября 2013 под регистрационным номером F-WZGG.
Конструкция и особенности
При создании А350 использованы новейшие технологии, которые позволят снизить стоимость эксплуатации и уменьшить загрязнения окружающей среды. Это достигается за счет использования высокоэффективного крыла, сверхэкономичных двигателей, новейших систем и облегченного планера, на 70 % состоящего из новейших материалов.
Планер выполнен из армированного углепластика, алюминиево-литиевых сплавов, титана и стали.
Как и у Dreamliner, фюзеляж А350 выполнен преимущественно из армированного углепластика. Снижение массы планера на 40 т позволит сократить расход топлива, снизить стоимость эксплуатации и сократить выбросы углекислого газа. Aiгbus ожидает, что по каждому из этих показателей ее лайнер будет на 8% превосходить непосредственных конкурентов.
Крыло
A350 XWB имеет крыло из композиционных материалов, одинаковое для всех трёх модификаций. Площадь крыла составит 443 м² — это самое большое крыло из когда либо созданных для однопалубного самолёта (до появления Boeing 777Х с площадью крыла в 516,7 м²). Размах крыла составляет 64,8 метра, что на 4,5 метра больше чем у A330 и начальной версии A350. Это эквивалентно размаху Boeing 777-200LR/777-300ER, у которого слегка меньшая площадь. Законцовки крыла не традиционны для Airbus: они загибаются вверх на последних 4,4 метрах в саблевидной форме. Стреловидность крыла 31,9°, что помогает увеличить крейсерскую скорость до 0,85 М, а максимальную скорость — до 0,89 М.
Новая шарнирно-отклоняющаяся механизация закрылка (схожая с A380) позволяет перекрыть спойлером зазор между задней кромкой и закрылком. Производитель активно применял вычислительную гидродинамику и провел более 4000 часов тестов в низко- и высокоскоростной аэродинамической трубе, улучшая аэродинамическую конфигурацию как самих крыльев, так и их законцовок.
Силовая установка
Семейство Trent XWB включает два базовых двигателя Rolls-Royce Trent XWB для A350 XWB. Двигатели Rolls-Royce Trent XWB оснащаются вентилятором диаметром 3000 мм. На модификацию A350-1000 устанавливается форсированный вариант тягой 432 кН. Форсированный вариант имеет бо́льшую скорость вращения вентилятора. Кроме того, вентилятор самой мощной версии имеет другую форму лопастей и работает при большей температуре благодаря применению новых материалов. Для заказчиков на Ближнем Востоке — Qatar Airways и Etihad — Airbus также предлагает модификацию для высокогорных аэродромов в жарких странах (т. н. «hot and high»). Эта модификация обеспечивает повышенную тягу 350кН в условиях жаркого климата и недостатка кислорода.
A350 XWB оснащён вспомогательной силовой установкой (ВСУ) Honeywell HGT1700 мощностью 1750 лошадиных сил, которая имеет на 10 % более высокую удельную мощность, чем предыдущее поколение ВСУ семейства Honeywell 331.
Аварийная авиационная турбина Hamilton Sundstrand в случае необходимости сможет обеспечить электропитанием мощностью 100 кВА (это сравнимо с мощностью 150 кВА в случае A380)
Модификации
A350 разрабатывался в трёх вариантах: A350-800 — не пошёл в серию; A350-900 введён в эксплуатацию с 2014 года; A350-1000 введён в эксплуатацию с 2015 года.
A350-800 – предназначенный для замены А330-200 и конкуренции с 787-9, вариант А350-800 создан путем простого «сжатия» - его фюзеляж укорочен на десять шпангоутов относительно A350-900; он может перевозить 270 пассажиров на дальность до 15 380 км. В сентябре 2014 года было заявлено о закрытии проекта в пользу А330neo.
A350-900 - базовый вариант, вмещающий 314 пассажиров при трехклассной компоновке (пассажиры эконом-класса сидят по девять человек в ряд). А350-900 предназначен для замены А340-300 и конкуренции с 777-200ER и имеет стандартную дальность полета 15 000 км.
A350-900ULR – сверхдальнемагистральная версия A350-900 получила название A350-900ULR (ultra-long range). Вес сверхдальнемагистральной версии A350-900ULR увеличился до 280 тонн, а его запас топлива вырос с 141 тонны до 165 тонн, что позволяет осуществлять рейсы без дозаправок длительностью до 19 часов полета с дальность до 18 000 км, по сравнению с 15 часами полёта A350-900.
А350-1000 – вариант с удлиненным на 11 шпангоутов фюзеляж. Он сможет перевозить 350 пассажиров на дальность до 15 565 км. Площадь крыла больше примерно на 4%, чем у вариантов A350-800/ -900. Крыло оптимизировано для полета с крейсерской скоростью М=0,85.
Сравнительные размеры модификаций Airbus A350
Стоимость самолёта
По состоянию на 2018 год стоимость основных модификаций A350 XWB выглядит следующим образом:
A350-900 - 317,4 млн. долларов;
A350-1000 - 366,5 млн. долларов.
Интересные факты
Воздух в салоне Airbus A350 полностью меняется каждые 2-3 минуты. В салоне от 6 до 8 температурных зон, это позволяет поддерживать равномерную температуру везде. Обычно в самолетах на первых рядах теплее, чем на последних, так как нос чуть приподнят во время полета.
Тактико-технические характеристики
|
A350-800
|
A350-900
|
A350-1000
|
Экипаж
|
2 пилота
|
||
Вместимость
|
280 (стандарт)
440 (максимум)
|
315 (48B+267Y)
325 (стандарт)
440 (максимум)
|
366 (стандарт)
369 (54B+315Y)
387 (2-х классная)
440 (максимум)
|
Длина
|
60,54 м
|
66,89 м
|
73,88 м
|
Размах крыла
|
64,75 м
|
||
Площадь крыла
|
568 м²
|
||
Стреловидность крыла
|
31,9°
|
||
Высота
|
17,1 м
|
||
Ширина фюзеляжа
|
5,96 м
|
||
Ширина кабины
|
5,61 м
|
||
Максимальный взлётный вес
|
248 000 кг
|
268 000 кг
|
298 000 кг
|
Крейсерская скорость
|
0,85 Маха (903 км/ч, на высоте 12 190 м)
|
||
Максимальная скорость
|
0,89 Маха (945 км/ч, на высоте 12 190 м)
|
||
Дальность полёта
|
15 200 км
|
15 000 км
|
14 800 км
|
Максимальное количество топлива
|
138 000 л
|
138 000 л
|
156 000 л
|
Практический потолок
|
13 100 м
|
||
Двигатели (2×)
|
Rolls-Royce Trent XWB
|
||
Тяга двигателя
|
337 кН
|
374 кН
|
414 кН
|
Длина разбега
|
2600 м
|
||
Длина пробега
|
2000 м
|