Гражданский самолёт Airbus A340

Airbus A340

Airbus A340 - дальнемагистральный четырёхмоторный турбореактивный широкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный концерном Airbus. В целом самолет схож с А330, за исключением числа двигателей – у A330 их два.


История создания

В 1972 г. консорциум Airbus Industries исследовал проект широкофюзеляжного самолета А300В9, представлявшего собой удлиненный вариант самолета А300В2 на 322 места. В 1973 г. ситуация на мировом рынке выявила потребность в более вместительном самолете, и консорциум проработал проект А300В11 с четырьмя ТРДД. В 1980 г. оба проекта получили соответственно обозначения ТА9 и ТА11.

Работа над созданием TA11 началась после разработки самолета ТА9, позже ставшего авиалайнером АЗ30. а проекту ТА11 присвоили обозначение А340. Однако требования рынка привели к тому, что покупателям сначала предложили четырехмоторный А340. Этот самолет стал первым европейским самолетом на уже развитом и в значительной степени занятом американцами рынке дальнемаrистральных авиалайнеров.

Уже в ходе разработки самолета А340 консорциум стал предлагать авиакомпаниям два варианта: исходный А340-300 с дальностью полета 12400 км и вариант А340-200 с укороченным фюзеляжем и дальностью полета 13800 км. Airbus представила первый А340 на праздничной церемонии, прошедшей в Тулузе в октябре 1991 года. Церемонию посетило более 5500 человек.

Летные испытания опытного самолета А340-300 начались 25 октября 1991 г., а самолета А340-200 — в апреле 1992 г. Сертификация обоих вариантов по европейским нормам JAA завершилась в конце декабря 1992 г., а в мае 1993 г. они получили сертификат FAA. В конце февраля 1993 г. первый самолет А340-300 получила авиакомпания Air France. В последующие годы консорциум Airbus разработал новые модификации самолета А340, отличающиеся пассажировместимостью и дальностью полета: А340-300Е, А340-500 и А340-600.


Конструкция

А340 — моноплан со свободнонесущим стреловидным крылом. Кессонное крыло имеет большую относительную толщину, которая увеличивает внутренние объёмы для топлива.

Крыло

Крыло выполнено из высокопрочных алюминиевых сплавов и композитов. Широко использовали и монолитные панели, что упрощало сборку и снижало стоимость производства. На каждой консоли установлены закрылки и, что интересно, семь секций предкрылков, занимающих почти всю длину передней кромки. И закрылки, и предкрылки управляются автоматически с помощью ЭДСУ. Внешние секции интерцепторов работают как элерон-интерцепторы, что повышает эффективность поперечного управления и улучшает крейсерскую аэродинамику крыла.

Фюзеляж

Фюзеляж — полумонококовой конструкции, круглый в поперечном сечении. В конструкции оперения широко применяли композиты, что значительно снизило массу.

Шасси

Самолёт имеет трёхстоечное убирающееся шасси с шарнирной подвеской колёсных тележек. Носовая стойка — со сдвоенными управляемыми колёсами. Каждая основная стойка снабжена двумя двухколёсными тележками с тандемным расположением колёс. Система торможения — автоматическая.

Кабина

Кабина самолёта идентична кабине лайнеров Airbus A320, A330. Главное отличие — большие размеры, приборы ещё для двух моторов, немного изменённая потолочная панель. На приборной доске установлены шесть многофункциональных дисплеев: внешние экраны работают как «лётные дисплеи» (первичная информация), а средние — как навигационные. Оба средних экрана используют и для передачи информации о параметрах систем и двигателей в аварийной ситуации.


Модификации

А340-200 – модификация A340-300 с уменьшенной пассажировместимостью и на 4,26 м длиной фюзеляжа и увеличенной дальностью полета до 13800 км.

А340-300 – исходный вариант с дальностью полета 12400 м.

А340-300E – представляет собой модификацию самолета А340-300 с увеличенной взлетной массой и большей дальностью полета.

А340-500 – новая улучшенная модификация с двигателями CFM56, крылом большего размаха и площади, удлиненным фюзеляжем, модернизированы шасси и хвостовое оперение.

А340-600 – аналогичен А340-500 с увеличенной длиной фюзеляжа.


Технические характеристики Airbus A340

 

A340-200

A340-300

A340-500

A340-600

Размах крыла

60,30 м

60,30 м

63,45 м

63,45 м

Угол стреловидности крыла

30°

30°

31.1°

31.1°

Длина

59,40 м

63,69 м

67,93 м

75,36 м

Высота

16,80 м

16,91 м

17,28 м

17,22 м

База шасси

23,24 м

25,60 м

27,59 м

32,89 м

Крейсерская скорость

Мах 0.82 (871 км/ч)

Мах 0.83 (881 км/ч)

Максимальная скорость

Мах 0.86 (913 км/ч)

Мах 0.86 (913 км/ч)

Дальность полёта

15 000 км

13 700 км

16 670 км

14 600 км

Пассажировместимость (3 класса)

261

295

313

380

Пассажировместимость

(максимальная)

-

440

375

475

Грузовместимость

18 контейнеров LD3/6 поддонов

32 контейнера LD3/11 поддонов

30 контейнеров LD3/10 поддонов

42 контейнера LD3/14 поддонов

Двигатели (х4)

CFM56-5C4/P

каждый 151 кН

CFM56-5C4/P

каждый 151 кН

RR Trent 500

каждый 235—249 кН

RR Trent 500

каждый 249 кН