Airbus A340 - дальнемагистральный четырёхмоторный турбореактивный широкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный концерном Airbus. В целом самолет схож с А330, за исключением числа двигателей – у A330 их два.
История создания
В 1972 г. консорциум Airbus Industries исследовал проект широкофюзеляжного самолета А300В9, представлявшего собой удлиненный вариант самолета А300В2 на 322 места. В 1973 г. ситуация на мировом рынке выявила потребность в более вместительном самолете, и консорциум проработал проект А300В11 с четырьмя ТРДД. В 1980 г. оба проекта получили соответственно обозначения ТА9 и ТА11.
Работа над созданием TA11 началась после разработки самолета ТА9, позже ставшего авиалайнером АЗ30. а проекту ТА11 присвоили обозначение А340. Однако требования рынка привели к тому, что покупателям сначала предложили четырехмоторный А340. Этот самолет стал первым европейским самолетом на уже развитом и в значительной степени занятом американцами рынке дальнемаrистральных авиалайнеров.
Уже в ходе разработки самолета А340 консорциум стал предлагать авиакомпаниям два варианта: исходный А340-300 с дальностью полета 12400 км и вариант А340-200 с укороченным фюзеляжем и дальностью полета 13800 км. Airbus представила первый А340 на праздничной церемонии, прошедшей в Тулузе в октябре 1991 года. Церемонию посетило более 5500 человек.
Летные испытания опытного самолета А340-300 начались 25 октября 1991 г., а самолета А340-200 — в апреле 1992 г. Сертификация обоих вариантов по европейским нормам JAA завершилась в конце декабря 1992 г., а в мае 1993 г. они получили сертификат FAA. В конце февраля 1993 г. первый самолет А340-300 получила авиакомпания Air France. В последующие годы консорциум Airbus разработал новые модификации самолета А340, отличающиеся пассажировместимостью и дальностью полета: А340-300Е, А340-500 и А340-600.
Конструкция
А340 — моноплан со свободнонесущим стреловидным крылом. Кессонное крыло имеет большую относительную толщину, которая увеличивает внутренние объёмы для топлива.
Крыло
Крыло выполнено из высокопрочных алюминиевых сплавов и композитов. Широко использовали и монолитные панели, что упрощало сборку и снижало стоимость производства. На каждой консоли установлены закрылки и, что интересно, семь секций предкрылков, занимающих почти всю длину передней кромки. И закрылки, и предкрылки управляются автоматически с помощью ЭДСУ. Внешние секции интерцепторов работают как элерон-интерцепторы, что повышает эффективность поперечного управления и улучшает крейсерскую аэродинамику крыла.
Фюзеляж
Фюзеляж — полумонококовой конструкции, круглый в поперечном сечении. В конструкции оперения широко применяли композиты, что значительно снизило массу.
Шасси
Самолёт имеет трёхстоечное убирающееся шасси с шарнирной подвеской колёсных тележек. Носовая стойка — со сдвоенными управляемыми колёсами. Каждая основная стойка снабжена двумя двухколёсными тележками с тандемным расположением колёс. Система торможения — автоматическая.
Кабина
Кабина самолёта идентична кабине лайнеров Airbus A320, A330. Главное отличие — большие размеры, приборы ещё для двух моторов, немного изменённая потолочная панель. На приборной доске установлены шесть многофункциональных дисплеев: внешние экраны работают как «лётные дисплеи» (первичная информация), а средние — как навигационные. Оба средних экрана используют и для передачи информации о параметрах систем и двигателей в аварийной ситуации.
Модификации
А340-200 – модификация A340-300 с уменьшенной пассажировместимостью и на 4,26 м длиной фюзеляжа и увеличенной дальностью полета до 13800 км.
А340-300 – исходный вариант с дальностью полета 12400 м.
А340-300E – представляет собой модификацию самолета А340-300 с увеличенной взлетной массой и большей дальностью полета.
А340-500 – новая улучшенная модификация с двигателями CFM56, крылом большего размаха и площади, удлиненным фюзеляжем, модернизированы шасси и хвостовое оперение.
А340-600 – аналогичен А340-500 с увеличенной длиной фюзеляжа.
Технические характеристики Airbus A340
A340-200 |
A340-300 |
A340-500 |
A340-600 |
|
Размах крыла |
60,30 м |
60,30 м |
63,45 м |
63,45 м |
Угол стреловидности крыла |
30° |
30° |
31.1° |
31.1° |
Длина |
59,40 м |
63,69 м |
67,93 м |
75,36 м |
Высота |
16,80 м |
16,91 м |
17,28 м |
17,22 м |
База шасси |
23,24 м |
25,60 м |
27,59 м |
32,89 м |
Крейсерская скорость |
Мах 0.82 (871 км/ч) |
Мах 0.83 (881 км/ч) |
||
Максимальная скорость |
Мах 0.86 (913 км/ч) |
Мах 0.86 (913 км/ч) |
||
Дальность полёта |
15 000 км |
13 700 км |
16 670 км |
14 600 км |
Пассажировместимость (3 класса) |
261 |
295 |
313 |
380 |
Пассажировместимость (максимальная) |
- |
440 |
375 |
475 |
Грузовместимость |
18 контейнеров LD3/6 поддонов |
32 контейнера LD3/11 поддонов |
30 контейнеров LD3/10 поддонов |
42 контейнера LD3/14 поддонов |
Двигатели (х4) |
CFM56-5C4/P каждый 151 кН |
CFM56-5C4/P каждый 151 кН |
RR Trent 500 каждый 235—249 кН |
RR Trent 500 каждый 249 кН |