Airbus A330 – широкофюзеляжный пассажирский самолёт фирмы Airbus, предназначенный для средних и дальних дистанций, оснащённый двумя турбовентиляторными двигателями.
История создания
Пока А300, АЗ10 и семейство А320 завоевывали рынок, Airbus разрабатывал самолет, способный потеснить такие модели широкофюзеляжных самолетов, как Boeing 747 и McDonnell Douglas MD-11.
Приступив в 1970-х годах к исследованиям новых широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, консорциум Airbus Industrie основные усилия сосредоточил на разработке двух проектов — ТА9 и ТА11 (ТА — twin aisle — «с двумя проходами»). В сентябре 1982 г консорциум сообщил, что у нового самолёта будет общая конструкция планера. В январе 1986 г проекту ТА9 было присвоено обозначение А330.
Последний проект с четырьмя ТРДД был трансформирован в программу самолета А340, а первым стал разрабатываться как самолет А330 с двумя ТРДД. Обе программы официально начались в июне 1987 г.
Сначала консорциум исследовал самолет в варианте А330-200, который по размерам фюзеляжа занимал место между самолетами А340-200 и -300. К середине 1988 г. было принято решение удлинить фюзеляж на 0,94 м, в результате чего длина самолета сравнялась с длиной самолета А340-300; после этого самолету присвоили окончательное обозначение А330-300. В остальном (размах крыла, размеры оперения, кабина экипажа, бортовые системы и оборудование) самолет был полностью идентичен самолетам А340.
Согласно графику разработки, первым шел самолет А340, а за ним с интервалом в один год — самолет АЗ30. Опытный самолет А330-300 (с двигателями CF6-80E1) выполнил первый полет 2 ноября 1992 г. В конце октября 1993 г. он был одновременно сертифицирован по европейским (JAR) и американским (FAR) нормам летной годности. Первый самолет в конце декабря 1993 г. получила французская авиакомпания Air Inter.
В середине октября 1993 г. состоялся первый полет самолета с двигателями PW4000. Его сертификация завершилась в июне 1994 г. Но из-за проблем с реверсом тяги в эксплуатацию самолет поступил только в декабре 1994 г.
Самолет с ТРДД Trent 700 приступил к летным испытаниям в конце января 1994 г. Самолет А330-300 стал первым самолетом консорциума Airbus Industrie, на котором применили двигатели английской фирмы. В конце декабря 1994 г. завершилась сертификация, а в феврале 1995 г. начались поставки.
В течение 1990-х годов консорциум исследовал новые модификации самолета АЗ30. Первоначально прорабатывался вариант А330-300Х с взлетной массой 223 т. В 1992 г. был предложен вариант A330-300HGW с взлетной массой 230 т и дальностью полета 9900 км.
В 1995 г. началась разработка варианта А330-200 с укороченным фюзеляжем и увеличенной дальностью полета. Так как этот самолет предназначался для авиалиний протяженностью почти 12000 км, то запас топлива был увеличен на 41900 л. В результате максимальная взлетная масса самолета увеличилась с 217 до 230 т.
А330-200 поднялся в воздух 13 августа 1997 года, а 31 марта 1998 года были получены сертификаты FAA/JAA и Министерства транспорта Канады. Первый самолет через ILFC был передан компании Canada 3000 30 апреля 1998 года.
Вначале А330-200 оснащались двигателями CF6-80E1, которые вместе с PW4168 первыми сертифицировались для данной модели (соответственно в марте и июне 1998 года), но уже 24 июня 1998 года первый полет совершил А330-200 с двигателями Trent.
Конструкция
Airbus A330 — двухмоторный турбореактивный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
За основу фюзеляжа A330 был взят корпус Airbus A300, который был удлинен. А330 оборудовали кабиной с электронной системой полетной информации, шестью экранами и боковой ручкой управления, впервые появившейся на А320. Таким образом, получившийся самолёт был смесью из технических новшеств серии Airbus A320 с конструкцией фюзеляжа от A300/A310.
Все варианты A330 комплектуются двигателями фирм Pratt & Whitney, Rolls-Royce или General Electric. А330 стал первым самолетом Airbus, предлагавшимся заказчикам с силовыми установками от трех основных двигателестроительных компаний.
Эксплуатация
На начальном этапе производства А330 компания Airbus испытывала нехватку заказов на него. Самолет был не очень популярен, но хороший дизайн и реклама сделали свое дело - в конечном итоге, авиалайнер АЗ30 стал самым продаваемым в своем классе.
Airbus предполагал разработать на базе A330 самолёт A350 путём замены крыла, двигателей и модернизации носовой части. Однако проект подвергся жёсткой критике со стороны основных заказчиков, и 17 июля 2006 года на авиасалоне в Фарнборо Airbus представил принципиально новый проект A350XWB.
14 июля 2014 года был анонсирован запуск разработки обновленных вариантов семейства получивших общее обозначение A330neo.
В России
Самым большим в России парком самолётов Airbus А330 обладает авиакомпания Аэрофлот. Модификации A330-200 и А330-300 эксплуатируются на рейсах из Москвы в Красноярск, в города Дальнего Востока, Японию, Таиланд, Турцию, США.
Модификации
A330-200 – вариант с укороченной длинной фюзеляжа и увеличенной дальностью полета. Оптимизирован для дальних, менее загруженных маршрутов.
A330-300 – первый разработанный вариант A330. Обладает большей вместительностью, чем A330-200, но на рассчитан на более короткие дистанции.
Оба варианта рассчитаны на трансатлантические перелеты. Все типы лайнеров Airbus A330 имеют что позволяет экипажам без переквалификации переходить с одного варианта А330 на другой, а авиакомпаниям использовать эти самолеты без дополнительных затрат на переподготовку персонала.
A330-200F – грузовая модификация A330. Характерная черта A330-200F - грузовой люк по левому борту в передней части фюзеляжа размером 2,60 м х 3,60 м. По сравнению с предыдущим транспортным самолетом A300-600F может перевозить на два стандартных грузовых поддона больше. Снаружи A330-200F узнаваем по грузовому люку, отсутствию окон в салоне, а также по выступающему под носовой частью обтекателю передней стойки шасси.
Airbus A330 MRTT - многоцелевой самолёт-заправщиком, построенный на базе Airbus A330-200.
Технические характеристики
Модель самолёта | A330-200 | A330-200F | A330-300 |
Вместимость |
253 (3 класса) 293 (2 класса) 406 (максимальная) |
70 000 кг |
295 (3 класса) 335 (2 класса) 440 (максимальная) |
Длина | 58,82 м | 63,69 м | |
Размах крыла | 60,3 м | ||
Площадь крыла | 361,6 м² | ||
Удлинение крыла | 10,06 | ||
Стреловидность крыла | 30° | ||
Высота по килю | 17,39 м | 16,90 м | 16,83 |
Ширина салона | 5,28 м | ||
Ширина фюзеляжа | 5,64 м | ||
Ширина кресел | 0,46 м – эконом класс; 0,53 м – бизнес класс | ||
Грузовой объём | 136 м³ | 475 м³ | 162,8 м³ |
Максимальный взлётный вес | 242 000 кг | 233 000 кг | 242 000 кг |
Максимальный объём топлива | 109,18 т | ||
Вес пустого | 120 600 кг | 109 400 кг | 129 400 кг |
Двигатели (x2) | GE CF6 / PW4000 / Trent 700 | PW4000 / Trent 700 | GE CF6 / PW4000 / Trent 700 |
Тяга двигателей (x2) | 287 – 316 кН | ||
Крейсерская скорость | 871 км/ч | ||
Дальность полёта | 13 450 км | 7 400 км | 11 750 км |
Разбег |
2 770 м – взлёт; 1730 м - посадка |