Airbus A321 – двухдвигательный реактивный пассажирский самолет малой и средней дальности относящийся к семейству A320, производится компанией Airbus.
История создания
В середине 1987 г. специальная группа в составе консорциума Airbus Industrie начала оценку возможности дальнейшего развития самолета А320 с целью создать семейство узкофюзеляжных самолетов различной пассажировмести мости для наиболее полного удовлетворения требований мирового рынка.
Впервые о проекте самолета А321, представлявшего собой удлиненный на 7 м самолет А320, консорциум объявил в апреле 1988 г. Окончательный облик самолета был утвержден в мае 1989 г., после чего консорциум приступил к поискам заказчиков. С самого начала самолет предлагался с двигателями CFM56 и V2500. Официально программа самолета А321-100 началась в конце ноября 1989 г.
Первый опытный самолет с двигателями V2500 совершил первый полет 11 марта 1993 г., а в конце мая выполнил первый полет вариант с двигателями CFM56. Сертификат самолет с ТРДД V2500 получил в середине декабря 1994 г., а в конце января 1995 г. авиакомпания Lufthansa получила первый самолет. В середине февраля 1994 г. завершилась сертификация самолета с двигателями CFM56, его поставки начались в конце марта 1994 г. Самолеты с двигателями V2500 имеют обозначение А321-130, а с двигателями CFM56 — обозначение А321-110.
В 1994 г. фирма DASA, являющаяся участницей консорциума Airbus Industrie, предложила приступить к разработке модификации А321-200 с увеличенной взлетной массой и большей дальностью полета.
Разрабатывая самолет А321, консорциум Airbus Industrie поставил целью создать конкуренцию американскому самолету Боинг 757-200 по пассажировместимости и дальности полета. Исходная модификация А321 -100 не смогла в полной мере соответствовать этой цели, и поэтому в 1994 г. немецкая фирма DASA, член консорциума Airbus Industrie, выступила с инициативой создания модификации с увеличенными взлетной массой и дальностью полета. Новый вариант предлагался авиакомпаниям, которые обслуживают протяженные трассы в европейском регионе, а также беспосадочные маршруты, связывающие восточное и западное побережья США.
Производство и эксплуатация
Поначалу предполагалось собирать А321 параллельно с А320 на заводах Airbus Industrie в Тулузе. Однако местом окончательной сборки самолетов был выбран завод немецкой фирмы DASA в Гамбурге.
Первыми заказчиками на А321 были Lufthansa, выбравшая 20 самолетов с двигателями повышенной мощности V2530, и Alitalia, заказавшая 40 машин. Первый серийный А321 27 января 1994 года получила Lufthaпsa, а 22 марта первый АЗ21 с двигателями CFM56-5B был отправлен Alitalia.
24 сентября 1998 года свой первый А321 получила базирующаяся в Ченджу компания Sichuan Airlines. С этого момента началось проникновение А321 на китайский рынок.
Технические характеристики Airbus A321
Экипаж |
2 человека |
Вместимость |
236 (один класс, максимальная) 199 (один класс, типовая) 185 (два класса, типовая) |
Объём груза |
51,70 м3 |
Длина |
44,51 м |
Размах крыла |
35,80 м |
Площадь крыла |
122,40 м2 |
Стреловидность крыла |
250 |
Высота по килю |
11,76 м |
Ширина салона |
3,70 м |
Ширина фюзеляжа |
3,95 м |
Высота фюзеляжа |
4,14 м |
Вес пустого |
48 500 кг |
Вес без топлива |
73 800 кг |
Максимальный взлётный вес |
93 500 кг |
Максимальный объём топлива |
30,03 т |
Крейсерская скорость |
829 км/ч |
Максимальная скорость |
871 км/ч |
Максимальная высота полёта |
11 900 – 12 500 м |
Максимальная дальность полёта |
5 930 км |
Двигатели (х2) |
CFM56-5B или IAE V2500A5 |
Тяга двигателя (х2) |
133 – 147 кН |