Гражданский самолёт Airbus A321

Airbus A321

Airbus A321 – двухдвигательный реактивный пассажирский самолет малой и средней дальности относящийся к семейству A320, производится компанией Airbus.


История создания

В середине 1987 г. специальная группа в составе консорциума Airbus Industrie начала оценку возможности дальнейшего развития самолета А320 с целью создать семейство узкофюзеляжных самолетов различной пассажировмести мости для наиболее полного удовлетворения требований мирового рынка.

Впервые о проекте самолета А321, представлявшего собой удлиненный на 7 м самолет А320, консорциум объявил в апреле 1988 г. Окончательный облик самолета был утвержден в мае 1989 г., после чего консорциум приступил к поискам заказчиков. С самого начала самолет предлагался с двигателями CFM56 и V2500. Официально программа самолета А321-100 началась в конце ноября 1989 г.

Первый опытный самолет с двигателями V2500 совершил первый полет 11 марта 1993 г., а в конце мая выполнил первый полет вариант с двигателями CFM56. Сертификат самолет с ТРДД V2500 получил в середине декабря 1994 г., а в конце января 1995 г. авиакомпания Lufthansa получила первый самолет. В середине февраля 1994 г. завершилась сертификация самолета с двигателями CFM56, его поставки начались в конце марта 1994 г. Самолеты с двигателями V2500 имеют обозначение А321-130, а с двигателями CFM56 — обозначение А321-110.

В 1994 г. фирма DASA, являющаяся участницей консорциума Airbus Industrie, предложила приступить к разработке модификации А321-200 с увеличенной взлетной массой и большей дальностью полета.

Разрабатывая самолет А321, консорциум Airbus Industrie поставил целью создать конкуренцию американскому самолету Боинг 757-200 по пассажировместимости и дальности полета. Исходная модификация А321 -100 не смогла в полной мере соответствовать этой цели, и поэтому в 1994 г. немецкая фирма DASA, член консорциума Airbus Industrie, выступила с инициативой создания модификации с увеличенными взлетной массой и дальностью полета. Новый вариант предлагался авиакомпаниям, которые обслуживают протяженные трассы в европейском регионе, а также беспосадочные маршруты, связывающие восточное и западное побережья США.


Производство и эксплуатация

Поначалу предполагалось собирать А321 параллельно с А320 на заводах Airbus Industrie в Тулузе. Однако местом окончательной сборки самолетов был выбран завод немецкой фирмы DASA в Гамбурге.

Первыми заказчиками на А321 были Lufthansa, выбравшая 20 самолетов с двигателями повышенной мощности V2530, и Alitalia, заказавшая 40 машин. Первый серийный А321 27 января 1994 года получила Lufthaпsa, а 22 марта первый АЗ21 с двигателями CFM56-5B был отправлен Alitalia.

24 сентября 1998 года свой первый А321 получила базирующаяся в Ченджу компания Sichuan Airlines. С этого момента началось проникновение А321 на китайский рынок.


Технические характеристики Airbus A321

Экипаж

2 человека

Вместимость

236 (один класс, максимальная)

199 (один класс, типовая)

185 (два класса, типовая)

Объём груза

51,70 м3

Длина

44,51 м

Размах крыла

35,80 м

Площадь крыла

122,40 м2

Стреловидность крыла

250

Высота по килю

11,76 м

Ширина салона

3,70 м

Ширина фюзеляжа

3,95 м

Высота фюзеляжа

4,14 м

Вес пустого

48 500 кг

Вес без топлива

73 800 кг

Максимальный взлётный вес

93 500 кг

Максимальный объём топлива

30,03 т

Крейсерская скорость

829 км/ч

Максимальная скорость

871 км/ч

Максимальная высота полёта

11 900 – 12 500 м

Максимальная дальность полёта

5 930 км

Двигатели (х2)

CFM56-5B или IAE V2500A5

Тяга двигателя (х2)

133 – 147 кН