Airbus A320 – пассажирский двухмоторный реактивный авиалайнер малой и средней дальности, а также одноименное семейство авиалайнеров, выпускаемых компанией Airbus.
Airbus A320 является первым самолетом семейства, первый полет состоялся 22 февраля 1987 года.
После успеха аэробусов АЗ00 и А310 Airbus Industrie приступила к работе над А320, надеясь, что он будет столь же успешен, как и его предшественники. Длительная разработка позволила Airbus А320 стать самым передовым авиалайнером в мире, использующим электродистанционную систему управления полетом (Fly-by-Wire). Главным конкурентом семейства Airbus A320 является семейство Boeing 737.
В декабре 2010 года Airbus анонсировал новое поколение семейства A320 - A320neo.
История создания
В начале 1970-х годов европейские фирмы BAC (Великобритания), MBB (ФРГ), SAAB (Швеция) и CASA (Испания) образовали рабочую группу "Европлейн" для исследований семейства узкофюзеляжных самолетов с числом мест от 60 до 200, которые должны были эксплуатироваться с коротких ВПП и обладать низким уровнем шума. Наиболее целесообразным был признан самолет в классе на 130—180 мест с двумя ТРДД CFM Интернешнл CFM56. Проект самолета получил название JET (Joint European Transport).
Консорциум Airbus Industrie, который основные усилия сосредоточил на программах широкофюзеляжных самолетов, предпринял в начале 1980 г. собственные исследования узкофюзеляжных самолетов под условными обозначениями SA1, SA2 и SA3 (SA—single aisle, т.е. "узкофюзеляжный") с двумя ТРДД CFM56. К этому времени работы по проекту JET были окончательно завершены, и проекты семейства SA остались в Европе единственными в своем классе.
Из семейства SA были выбраны варианты SA1 (130—140 мест) и несколько удлиненный SA2 (150—160 мест). В феврале 1981 г. первому варианту присвоили обозначение А320-100, а второму — А320-200. В дальнейшем пассажировместимость обоих проектов стала равной 150, а отличаться они стали только дальностью полета и платной нагрузкой.
Официально программа самолета А320 началась в марте 1984 г. Первый полет опытный самолет А320 с двигателями CFM56-5A1 совершил 22 февраля 1987 г. В конце февраля 1988 г. самолет был сертифицирован в Европе, а в декабре — в США. В марте 1988 г. авиакомпания Air France получила первый самолет. В дальнейшем были разработаны модификации с более мощными ТРДД CFM56, а также с двигателями типа V2500.
Производство
До февраля 2008 года сборка A320 производилась только в Тулузе, однако с марта 2008 года, из-за большого спроса, сборку также развернули на заводе в Гамбурге-Финкенвердер. Кроме того производство авиалайнеров налажено в Китае.
Конструкция
Аэродинамическая схема - двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом, однокилевым вертикальным оперением, с турбовентиляторными двигателями, расположенными под крылом.
Характерная внешняя особенность A320 — чуть скошенная передняя стойка шасси.
В конструкции самолёта — обширное применение композитных материалов (около 20 %). В основном используется Glass-fiber reinforced plastic (пластик, армированный стекловолокном), Carbon-fiber reinforced plastic (пластик, армированный углеродным волокном), honeycomb core (сотовый заполнитель).
Практически вся механизация крыла выполнена из композитных материалов (предкрылки, закрылки, панели спойлеров, лючки, носовой обтекатель), а вертикальное оперение полностью изготовлено из композита. Передняя кромка горизонтального стабилизатора также композитная.
Особенностью Airbus A320 является передовая по технической оснащённости (по меркам 1980-х годов) кабина пилотов и электродистанционная система управления (ЭДСУ). Вместо механических стрелочных приборов, информация о положении самолёта и состоянии его двигателей и вспомогательных систем выводится на шесть электронно-лучевых экранов (после начала выпуска A318 — на LCD), занимающих большую часть приборной доски.
Кроме того, классические самолётные штурвалы заменены боковыми ручками (РУС), также называемые сайдстиками (sidestick), расположенными по бокам кабины: РУС пилота, сидящего слева (командир воздушного судна) расположен слева от его сидения, а РУС пилота, сидящего справа (второй пилот), расположен справа от его сидения. Ручки управления связаны с рулевыми плоскостями следующим образом: любое движение сайдстика обрабатывается бортовыми компьютерами и информация передаётся по проводам к гидравлическим приводам, которые и совершают необходимые движения рулевых плоскостей (технология fly by wire). Высокий уровень автоматизации управления самолётом и его системами позволил ограничить число членов экипажа двумя пилотами.
Самолёт оснащён цифровым комплексом авионики EFIS производства французской фирмы Thomson-CSF, состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700.
По сравнению с другими авиалайнерами сходных размеров, серия A320 отличается просторным пассажирским салоном с большими полками для ручной клади, большой грузовместимостью нижней (грузовой) палубы и широкими люками для загрузки багажа. После выпуска A318 на остальных самолётах семейства A320, в основном выпущенных после 2000 года, были также применены новшества (Enhanced version) введённые при производстве A318, такие как: замена облицовочных панелей салона; более вместительные полки для ручной клади (внутренний объём вырос на 11 %); новая Flight Attendant Panel (FAP) с сенсорным дисплеем; индивидуальное освещение над каждым пассажиром (Reading lights) на основе светодиодов; возможность регулировки яркости основного освещения в салоне от 0 до 100 %; ЖК-дисплеи в кабине пилотов вместо электронно-лучевых. Были также заменены некоторые компьютеры, логика компьютеров, изменения в механизмах и многое другое. По этим и другим причинам (включая сравнительно низкую стоимость обслуживания) A320 пользуется большой популярностью во всем мире.
26 апреля 2012 года был выпущен первый самолёт семейства A320 с изменёнными винглетами.
Модификации A320
После того как в июле 1988 г. был построен последний, 21-й самолет А320-110, консорциум Airbus Industrie приступил к выпуску модификации А320-200. В ноябре 1988 г. самолет получил сертификат и начались его поставки.
Данная модификация отличается от исходной наличием в центроплане крыла двух дополнительных топливных баков, в результате чего увеличилась дальность полета. Самолеты А320-200 оснащаются более мощными двигателями семейства CFM56. В 1989—1991 гг. на одном из самолетов прошли опытную эксплуатацию специальные самоклеющиеся пленки с нанесенными на них продольными микробороздками, так называемыми "риблетами". С их помощью удалось улучшить обтекание планера, снизив тем самым вредное сопротивление. Подобные пленки проходили опытную эксплуатацию на других самолетах консорциума Airbus Industrie, в том числе на широкофюзеляжных.
В 1983 г. консорциум Airbus Industrie принял решение об использовании на самолете А320 нового ТРДД V2500, разработанного незадолго до этого международным двигателестроительным консорциумом IAE, образованного фирмами США, Великобритании, ФРГ, Японии и Италии. Применение этого двигателя должно было расширить рынок самолетов А320.
Летные испытания самолета с двигателями V2500-A1 начались 28 июля 1988 г. Первоначально двигатели должны были устанавливаться на самолетах А320-130, но в связи с прекращением выпуска варианта А320-110 (с ТРДД CFM56) было решено использовать новый ТРДД сразу на вариантах А320-200.
Самолет с двигателем V2500-A1, получивший обозначение А320-230, был сертифицирован в Европе в конце апреля 1989 г., а в мае югославская авиакомпания Adria Airways получила первый самолет. В США данная модификация была сертифицирована в начале июля 1989 г. В конце 1993 г. начались поставки самолета с двигателями V2527-A5, который представляет собой вариант ТРДД V2530-A5, использующегося на самолете А321.
Случается, что вновь созданный самолет изменяет весь ход развития авиации. Airbus A320 стал таким новатором. В нем воплотились столь высокие достижения технологии, что самолет возглавил целое новое поколение коммерческого транспорта - самолетов A318, А319 и А321. Спроектированный и построенный с применением компьютеров, летающий с помощью компьютеров, A320 предоставляет своим пассажирам безопасность и надежность высокотехнологичной техники, высокий уровень комфорта.
Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Длина: 37,57 м
Размах крыла: 34,09 м
Высота: 11,76 м
Площадь крыла: 122,6 м2
Масса пустого: 41,8 т
Максимальная скорость: 930 км/ч
Крейсерская скорость: 900 км/ч
Практическая дальность: 5185 км
Полезная нагрузка: 179 пассажиров или 20,7 т груза