Гражданский самолёт Airbus A318

Airbus A318

Airbus A318 – двухдвигательный узкофюзеляжный реактивный самолёт для обслуживания авиалиний малой и средней дальности, выпускаемый компанией Airbus. A318 является самым маленьким самолётом в семействе Airbus A320 с максимальной дальностью полёта 5700 км.


История создания

A318 стал результатом проведённых в середине 1990-х годов совместных исследований AVIC, Singapore Technologies Aerospace, Alenia и Airbus по разработке 95-125-местного самолёта. Программа называлась AE31X предусматривала создание 95-местного самолёта AE316 и 115-125-местного AE317. AE316 должен был иметь длину 31,3 м, AE317 - 34,5 м.

В апреле 1999 года было официально объявлено о запуске программы A318 - самого нового и самого маленького представителя семейства А320. Стоимость разработки оценивалась в 2 млрд долларов.


Конструкция и особенности

Airbus A318 является узкофюзеляжным двухмоторным низкопланом с убирающимся трёхопорным шасси, расположенными под крылом турбовентиляторными двигателями и обычным хвостовым оперением. Самолёт имеет общий сертификат типа с остальными моделями семейства Airbus A320, что позволяет пилотам A320 пилотировать его без дополнительного обучения.

Возможность крутого захода на посадку

В марте 2006 г. EASA сертифицировала изменённое программное обеспечение для Airbus A318, позволяющее самолёту выполнять заход на посадку по крутой глиссаде. Самолёт является самым крупным коммерческим авиалайнером, сертифицированным EASA для такой посадки. Если экипаж включает режим крутого захода на посадку, программное обеспечение изменяет алгоритм управления самолётом, автоматически включая дополнительные панели спойлеров при заходе на посадку. Также вводятся дополнительные оповещения и автоматические режимы работы спойлеров на высоте ниже 120 м. Такой режим позволяет A318 заходить на посадку с углом снижения до 5.5° против обычных 3°.

Испытательные полёты проводились в мае 2006 г. в аэропорту Лондон-сити, где самолёт показал способность заходить на посадку по крутой траектории и маневрировать в стеснённых условиях на перроне. В сентябре 2009 г. первый самолёт, оборудованный для выполнения таких полётов, поступил в авиакомпанию British Airways, которая с 2012 г. выполняет на них полёты из Лондона в Нью-Йорк с посадкой на дозаправку в аэропорту Шеннон (только на пути в Нью-Йорк). Дозаправка необходима, поскольку с полными баками, необходимыми для пересечения Атлантического океана, самолёт не сможет выполнить взлёт из Лондона в связи с малой длиной ВПП в аэропорту Лондон-Сити.


Производство и эксплуатация

А318 рассматривается как основной самолет для авиалиний с высокой интенсивностью полетов при небольшом пассажиропотоке, так что ряд экспертов считают его первым региональным лайнером Airbus.

Стартовым заказчиком самолета стала ILFC подписавшая соответствующий контракт 30 апреля 1999 года. Однако планы по выводу его на линии в 2002 году пришлось корректировать. В ходе проектирования разработчики A318 столкнулись с серьёзными проблемами. После террористических актов в Нью-Йорке начался значительный спад в авиаперевозках. Airbus надеялся продвигать A318 в качестве регионального самолёта, однако законодательные нормы как в США, так и в Европе ставили его в один класс с большими самолётами, что не позволяло получить льготы по таким платежам, как плата за посадку, что значительно сузило рынок. Airbus также заключила соглашение с Pratt & Whitпey на разработку для А318 нового двигателя - PW6000. Однако интереса со стороны Air France на эту модель проявлено не было - французский авиаперевозчик решил оснащать все свои А318 двигателями CFM56.

Оснащенный двигателями CFM56, самолет поступил в эксплуатацию только в июле 2003 года.

По сравнению с другими моделями семейства Airbus A320, A318 продавался в незначительных количествах — по состоянию на 30 ноября 2012 года было продано лишь восемьдесят самолётов. К ноябрю 2015 года последние из восьмидесяти самолётов были собраны и переданы заказчикам. Дальнейших заказов на эту модель не поступало.