Гражданский самолёт Airbus A310

Airbus A310

Airbus A310 – двухдвигательный широкофюзеляжный реактивный авиалайнер для маршрутов средней и большой протяженности, разработан и изготавливался компанией Airbus Industrie.

В новом самолете уменьшили длину фюзеляжа, разработали новую конструкцию крыльев и снизили вес шасси.


История создания

В начале 1970-х годов произошел энергетический кризис, который вызвал повышение цен на топливо. В результате у авиаперевозчиков возникла потребность в более экономичном самолете, чем A300. Airbus Industrie приступил к разработке нового самолета под обозначением A300B10 в середине 1975 г. В июне 1978 г. консорциум официально начал программу создания самолета получившего обозначение A310. Исходной модификацией стал A310-200 с дальностью полета до 5500 км.

Первый полет опытного самолета A310-200 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 состоялся 3 апреля 1982 г., а первый полет самолета с двигателями General Electric CF6-80A — в августе 1982 г. В сентябре того же года было получено 102 заказа благодаря исключительным летным качествам, которые выявились в ходе испытательных полетов. В марте 1983 г. была завершена сертификация во Франции и ФРГ, в январе 1984 г. — в Великобритании, а в феврале 1985 г. — в США. Регулярная эксплуатация началась в апреле 1983 г.

В начале 1982 г. консорциум Airbus Industrie объявил о разработке варианта самолета A310-300 для эксплуатации на маршрутах большей протяженности, чем самолет А310-200. Официально разработка самолета началась в марте 1983 г. после начала поставок самолетов A310-200.

Первый полет опытного самолета A310-300 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 состоялся 8 июля 1985 г., а первый полет самолета с двигателями General Electric CF6-80C2 — в сентябре 1985 г. Сертификация самолета была завершена в декабре 1985 г., и в этом же месяце швейцарская авиакомпания Swissair получила первый самолет.


Эксплуатация

Продемонстрировав отличные летные качества в нескольких демонстрационных полетах, авиалайнер А310 компании Airbus lndustries был заказан крупными авиаперевозчиками и заполнил нишу дальнемаrистральных двухдвиrательных самолетов.

За 14 лет было построено всего 255 экземпляров А310 обеих основных различных модификаций. В марте 2009 года в коммерческой эксплуатации оставалось 219 машин.

Учитывая интересы пассажиров, желающих летать на новейших самолетах, авиакомпании продавали свои АЗ10, заменяя их на А330 или Boeing 767. Компания Airbus, предвидя относительно долгую жизнь АЗ10, построила в Финкельвердере (Гамбург) конверсионную линию для их переоборудования в грузовые самолеты.

Несмотря на то что последний АЗ10 был поставлен в 1998 году, Airbus не снимала его с продаж до 2006 года, когда было начато строительство последнего самолета для авиакомпании FedEx. Компания FedEx использовала огромный парк самолетов А310. Некоторые из ее АЗ10-200F и все АЗ10-З00F были переделаны в грузовые путем установки большого грузового люка в левом борту передней части фюзеляжа.

В России

АЗ10 стал первым западным самолетом, приобретенным компанией Аэрофлот в 1992 году. Он заменил советские самолеты - Ту-154, Ил-62 и Ил-86 - на рейсах в Европу и Северную Америку.


Конструкция

В A310 заложены основы конструкции самолёта A300 с которым имеет множество общих элементов, что позволило изготавливать оба самолёта на одной производственной линии.

Силовая установка

На АЗ10 изначально предполагалось использование двигателей трех разных марок - General Electric CF6-90A, Pratt & Whitney JT9D-7R4 и Rolls-Royce RB211-52, хотя на тот момент разработка двигателя Rolls-Royce еще не завершилась. На раннем этапе производства выбор сделали в пользу двигателей тягой примерно по 222 кН, но с появлением двигателя P&W 4158 тяга возросла до 258,10 кН. Тип двигателя, установленного на самолете, можно определить по последней цифре в обозначении лайнера, например, 204 указывает на оснащение самолета двигателями СF6-80C2A2 тягой по 2З6,74 кН.  Диаметр двигателя около 2,5 м. Двигатель состоит из четырёхступенчатого компрессора низкого давления, 11 - (P&W) или 14-ступенчатого компрессора высокого давления, двухступенчатой турбины высокого давления и 4- (P&W) или 5- ступенчатой (GE) турбины низкого давления. Самолет сертифицирован для выполнения трехчасового полета на одном двигателе в случае отказа второго.

Кабина экипажа

На АЗ10 установлена та же самая электронная система отображения информация на базе шести индикаторов, что и на самолете АЗ00-600. Индикаторы размером 16x16 см взаимозаменяемы. На любой индикатор можно вывести информацию от любой системы самолета. В стандартной конфигурации на два индикатора (по одному на пилота) выводится пилотажная информация, на два - навигационная. Данные от РЛС ARINC-708, установленной в носовой части фюзеляжа, накладываются на индикаторе на информацию от навигационной системы. Еще два индикатора используются для мониторинга бортовых систем и аварийной сигнализации. Многофункциональные индикаторы дополнены резервными механическими приборами.

Пассажирская кабина

Длина пассажирской кабины АЗ10 составляет ЗЗ,24 м, ширина 5,28 м, высота 2,ЗЗ м. Объем кабины 210 м. В стандартной конфигурации с салонами двух классов кабина вмещает 220 пассажиров, хотя самолет сертифицирован и в варианте с салонами одного класса на 280 пассажиров. Туалеты и кухни находятся в передней и задней частях кабины. По желанию заказчика туалет может быть установлен еще и между салонами разного класса.

Крыло

Как и все самолеты Airbus, АЗ10 оснащен высокоэффективным крылом, обеспечивающим крейсерский полет на больших числах М и хорошие несущие свойства на малых скоростях. Гибкое, но прочное крыло имеет два лонжерона. Верхняя и нижняя обшивки выполнены работающими (воспринимающими нагрузку наряду с силовым набором). Всю переднюю кромку крыла занимают три секции предкрылков. На задней кромке - две секции закрылков Фаулера. Управление по крену на больших скоростях осуществляется элеронами, установленными между секциями закрылков. На малых скоростях управление по крену выполняется совместным отклонением элеронов и трехсекционных интерцепторов, смонтированных на верхней поверхности крыла перед внешними секциями закрылков. На посадке интерцепторы используются как воздушные тормоза в дополнение к двухсекционным тормозам, установленным с внешней стороны интерцепторов.

Винглеты

На законцовках крыла установлены небольшие вертикальные поверхности - винглеты. Они снижают индуктивное сопротивление, препятствуя перетеканию воздушного потока вдоль крыла.

Подкабинный отсек

Объем нижней части фюзеляжа занимают отсеки для багажа и груза, за исключением района центроплана, где размещены ниши основных опор шасси. В передний отсек штатно грузят восемь стандартных контейнеров LDЗ, во второй - мелкие грузы или один контейнер LDЗ. Оба багажных отсека герметизированы.

Хвостовое оперение

Стабилизатор изготовлен из металла, рули высоты - из композитных материалов. Установочный угол стабилизатора можно менять в полете, рули высоты работают традиционно. Киль крепится к верхней части фюзеляжа тремя болтовыми соединениями, закрытыми обтекателем. На законцовках киля и стабилизатора смонтированы стекатели статического электричества. В хвостовой оконечности фюзеляжа установлена вспомогательная силовая установка Garret GТСР ЗЗ1-250, которая обеспечивает работу бортовых систем при выключенных двигателях.


Модификации A310

A310-200 – первый базовый вариант пассажирского самолета. На его основе были также разработаны грузопассажирский вариант Airbus A310-200С, оснащённый боковой грузовой дверью и рассчитанный на перевозку грузов массой до 40 300 кг, и грузовой самолёт Airbus A310-200F с полезной нагрузкой 43 000 кг.

A310-300 - основное отличие самолета A310-300 от исходного (A310-200) заключается в наличии дополнительного топливного бака емкостью 6100 л в горизонтальном оперении и применении автоматизированной системы перекачки топлива для сохранения оптимальной балансировки самолета в полете.

A310-MRTT – многоцелевой транспортный самолет-заправщик с грузовым люком, дополнительными баками и заправочными штангами. Вступил в строй в 1995 г.

СС-150 POLARIS – модифицированные А310-З00 в пассажирские и транспортные самолеты для Канадских ВВС.


Технические характеристики

Модель самолёта A310-200 A310-300
Экипаж 2 человека
Вместимость 220 - 237 220 - 265
Длина 46,66 м
Высота 15,80 м
Размах крыла 43,90 м
Площадь крыла 219 м2
Стреловидность крыла 280
Поперечное сечение фюзеляжа 5,64 м
Вес пустого 32 834 кг 37 293 кг
Максимальный взлётный вес 144 000 кг 164 000 кг
Максимальный объём топлива 47,94 т
Крейсерская скорость 860 км/ч
Максимальная скорость 892 км/ч
Максимальная высота полёта 12 527 м
Максимальная дальность полёта 6 500 км 9 540 км
Двигатели (x2) JT9D-7R4 или GE CF6-80 JT9D-7R4E1 или PW4000 или CF6-80C2
Тяга двигателя (x2) 203,8–257,4 кН