Airbus A300 – первый в мире широкофюзеляжный двухмоторный реактивный самолёт разработанный и производимый компанией Airbus Industrie. Официально анонсирован в 1969 году, а первый полет совершил в октябре 1972 года.
Сегодня Airbus и Boeing на равных ведут борьбу на рынке гражданских реактивных авиалайнеров. Начало такой ситуации было положено после создания лайнера А300. Он стал первым самолётом Airbus Industrie, консорциума Европейских аэрокосмических производителей, теперь известного как Airbus. Всего был изготовлен 561 авиалайнер A300 различных модификаций в период с 1971 по 2007 год.
История
Наступление эры массовых воздушных перевозок, подкрепленное появлением новых мощных реактивных двигателей и снижением цен на авиабилеты, привело к созданию среднемагистральных самолетов большой пассажировместимости. Европейцы пришли к выводу, что им нужен самолет вместимостью 200-250 пассажиров и дальностью полета до 1500 км.
28 мая 1969 года Франция и Западная Германия приступили к созданию европейского аэробуса — многоместного самолета, способного по комфортабельности салона и уровню обслуживания пассажиров превзойти Boeing.
Постройка первого опытного самолёта A300B1 началась в сентябре 1969 году, а его первый полет состоялся 1972 году.
Начало эксплуатации
На протяжении первой половины 1973 года прототип, к которому впоследствии присоединился второй A300B1, был занят в демонстрационной программе в различных городах Европы. Затем последовало мировое турне, призванное вызвать интерес к новому европейскому лайнеру. Последний сертификационный полет В2 состоялся 31 января 1974 года, а 15 марта машина получила сертификат летной годности САТ11 во Франции и Германии. Это произошло на два месяца раньше запланированного срока. Четыре прототипа налетали в общей сложности 1585 часов Первый покупатель, авиакомпания Air France, получила свой первый А300В2 10 мая 1974 года, и 13 дней спустя начала его эксплуатацию на линии Париж - Лондон.
Варианты
A300B1
В исходной конфигурации A300B1 было построено всего два самолета, так как этот вариант не вызвал большого интереса у авиакомпаний из-за недостаточной вместимости, и консорциум был вынужден пересмотреть проект в сторону увеличения числа мест.
А300В2
В конце июня 1973 года состоялся первый полет самолета А300В2, фюзеляж которого был удлинен на 2,6 м. В середине марта 1974 года самолет А300В2 был сертифицирован во Франции и ФРГ, а в конце мая 1974 года — в США. Первоначально поставлялись самолеты А300В2-100 с двигателями CF6-50C. В конце 1976 года начались поставки самолетов А300В2-200, на которых устанавливались ТРДД JT9D-59A.
А300В4
В дальнейшем появился самолет А300В4 с улучшенными характеристиками и большей дальностью полета. Эта модификация отличается увеличенной взлетной массой, большим запасом топлива и наличием в корневой части крыла предкрылков Крюгера, позволивших улучшить взлетные характеристики. Первый полет самолет А300В4 совершил 26 декабря 1974 года В конце марта 1975 года он был сертифицирован. Регулярная эксплуатация началась в мае 1975 года. Закрылки Крюгера были также установлены и на А300В2, заказанные авиакомпанией South Africaп Airways, для улучшения взлетно-посадочных характеристик в условиях жаркого климата и высокогорья. Данный вариант обозначался А300В2К.
С целью увеличения рынка сбыта на основе пассажирской модификации B4 были разработаны грузопассажирский вариант А300С4 и грузовой самолет A300F4.
A300-600
Приступив в конце 1980 года к созданию самолета А300-600, консорциум в его конструкции использовал переднюю и центральную секции фюзеляжа и крыло самолетов А300В2/В4, а хвостовую часть фюзеляжа от самолета A310. Кабина экипажа такая же, как и на самолете A310.
Первый опытный самолет с двигателями JT9D-7R4H1 выполнил первый полет 8 июля 1983 года. В начале марта 1984 года он был сертифицирован во Франции, а в конце марта первый самолет был поставлен авиакомпании Saudi Arabian Airlines. В марте 1985 года была завершена сертификация варианта самолета с двигателями CF6-80C2. В сентябре начались его поставки; первой его получила таиландская авиакомпания Thai Airways.
A300-600R
Самолет представляет собой модификацию исходной модели А300-600 с увеличенной дальностью полета. К его разработке консорциум Airbus приступил во второй половине 1985 года. Для увеличения дальности полета в горизонтальном оперении размещен дополнительный топливный бак емкостью 6150 литров. С помощью этого бака и системы перекачки топлива возможно управление балансировкой самолета в полете (впервые подобная система была использована на самолете A310-300).
Первый полет самолет A300-600R с двигателями CF6-80С2А5 совершил 9 декабря 1987 года. В марте 1988 года. была завершена его сертификация в Европе и США. Первый самолет был поставлен в конце апреля 1988 года. американской авиакомпании American Airlines, которая явилась первым его покупателем.
В конце сентября 1988 года состоялся первый полет варианта с двигателями фирмы Pratt & Whitney, а поставки начались в ноябре 1988 г.
В марте 1990 года самолет A300-600R, оснащенный двигателями фирмы General Electric был сертифицирован FAA на соответствие требованиям ETOPS к двухдвигательным магистральным самолетам, согласно которым самолет может выполнять в течение 180 мин полет до запасного аэродрома с одним работающим двигателем.
A300-600ST Beluga
На основе самолета A300-600R специально сформированной фирмой SATIC был разработан грузовой самолет A300-600ST Beluga, предназначенный для перевозки крупногабаритных конструкций секций фюзеляжа, консолей крыла, поверхностей оперения и двигателей для самолетов Airbus с заводов-изготовителей во Францию на сборочный комплекс в Коломье. Самолет отличается увеличенным (до 7,7 м) диаметром фюзеляжа и открывающимся вверх носовым обтекателем. В кабине самолета возможна перевозка грузов массой до 45 т на расстояние 2700 км.
Технические характеристики Airbus A300
Модель самолёта | A300B4-200 | A300-600R | A300-600F |
Экипаж | 3 человека | 2 человека | |
Длина | 53,61 м | 54,08 м | |
Высота | 16,72 м | 16,66 м | |
Размах крыла | 44,84 м | ||
Поперечное сечение фюзеляжа | 5,64 м | ||
Вес пустого | 48 470 кг | 53 505 кг | |
Максимальный взлётный вес | 165 000 кг | 171 700 кг | 170 500 кг |
Максимальный объём топлива | 48,47 т | 53,50 т | |
Крейсерская скорость | 833 км/ч | ||
Максимальная скорость | 892 км/ч | ||
Максимальная высота полёта | 11 500 м | ||
Максимальная дальность полёта | 5 375 км | 7 500 км | |
Двигатели (х2) | CF6-50C2 или JT9D-59A | CF6-80C2 или PW4158 | |
Тяга двигателя (x2) | 230 кН | 249 - 270 кН |