Длительные партнерские взаимоотношения фирм Bell и Agusta увенчались подписанием в 1966 году соглашения о лицензионном производстве в Италии фирмой Agusta SpA легкого многоцелевого вертолета Bell 206 JetRanger.
Выкатка первого собраннаго по лицензии вертолета Agusta-Bell АВ 206 JetRanger состоялась в конце 1967 года. За исключением ряда мелких изменений в конструкции, итальянский вариант ничем не отличался от американского и оснащался тем же газотурбинным двигателем Allison 250-C18 мощностью 317 л. с.
Серийное производство модернизированного варианта Bell 206В JetRanger II началось в 1971 году, а в 1972 году был собран первый лицензионный Agusta-Bell АВ 206В JetRanger II. Новый вариант вертолета при прежнем фюзеляже оснащался двигателем Allison 250-С20 с улучшенными для эксплуатации в условиях высокогорья и жаркого климата характеристиками.
Фирма «Agusta» разработала модификации АВ 206А-1 и АВ 206В-1, оптимизированные для военного применения. В конструкции вертолетов были использованы ряд узлов и элементов вертолета авиации армии США ОН-58А Kiowa, включая лыжное шасси с увеличенной длиной стоек, несущий винт большего диаметра (10,77 м), местное усиление конструкции фюзеляжа, дополнительные двери в кабине, возможность монтажа вооружения и авиационных средств поражения. Обычно вооружение ограничивалось одной подфюзеляжной подвижной пулеметной установкой.
В 1978 году появилась модификация АВ 2068 JetRanger III с двигателем Allison 250-С-20В номинальной мощностью 400 л. с. (пониженной до 317 л. с.) и рядом конструкционных изменений. Вертолет JetRanger III обладал большим статическим потолком на режиме висения и улучшенными высотными характеристиками в целом. Поставки серийных вертолетов заказчикам начались в первой половине 1978 года.
Очень небольшое количество вертолетов JetRanger итальянской постройки было поставлено иностранным заказчикам, в основном покупателями выступали вооруженные силы разных стран. Армия Италии закупила 150 вертолетов АВ 206, причем первые 16 были поставлены в гражданской конфигурации под обозначением ER-2 и использовались для обучения летчиков. Установленные на вертолетах двигатели Allison 250-C18 довольно быстро заменили более мощными ТРД Allison 250-С20; вертолеты с двигателями Allison 250-С20 обозначались АВ 206А-1. Вертолеты применялись в армейской авиации Италии в качестве разведывательных.
Эскадрильи этих вертолетов, по 16 машин в каждой, были дислоцированы по всей территории Италии. ВВС Австрии закупили 12 вертолетов АВ 206А-1 для использования в качестве учебно-тренировочных и поисково-спасательных.
На вооружение двух эскадрилий (12-й и 14-й) ВВС Саудовской Аравии поступило 20 вертолетов, которые использовались как учебно-тренировочные, еще шесть вертолетов АВ 206 применялись в ВВС Саудовской Аравии как поисково-спасательные. В Марокко эксплуатируется примерно 20 из 25 закупленных в Италии вертолетов JetRanger. В Швеции вертолеты эксплуатируются под обозначением Hkp 6А. Они оснащены лыжным шасси и подфюзеляжными узлами для подвески вооружения; 19 машин используются в качестве связных, патрульных и наблюдательных, еще шесть эксплуатируются ВМС Швеции как противолодочные. Эти машины способны нести на внешней подвески одну противолодочную торпеду или три глубинные бомбы.
ВВС Ирана по-прежнему остаются крупнейшим оператором вертолетов JetRanger; в армейской авиации эксплуатируется более 80 машин АВ 206А/В, в ВМС – десять, в ВВС – две. Небольшое количество вертолетов АВ 206 эксплуатируется в Греции: два в ВВС и более 15 в армейской авиации. На вооружении армейской авиации Ливии состоят пять вертолетов АВ 206. На Мальте один вертолет АВ 206А используется для патрулирования побережья и выполнения поисково-спасательных заданий. Три вертолета АВ 206В состоят на вооружении 14-й эскадрильи ВВС Омана. Три вертолета АВ 206В эксплуатируются вооруженными силами Шарджи (эмират в составе ОАЭ), четыре АВ 206А-1 – армейской авиацией Испании (вертолеты переданы из ВВС Испании), два – ВВС Танзании. Три уцелевших вертолета из четырех поставленных переданы из полиции Уганды в вооруженные силы этого государства. В ВВС Йемена имеется шесть вертолетов АВ 206.
Под тем же самым обозначением АВ 206 фирма Agusta выпускала по лицензии вертолет Bell 206L LoпgRanger. Данный вариант разработан на базе вертолета JetRanger II, от которого отличается удлиненным фюзеляжем и двигателем Allison 250-С20В повышенной мощности. Лицензионный вариант итальянской постройки известен как АВ 206L LongRanger.
В общей сложности к 2008 году было построено более 7000 вертолетов JetRanger всех модификаций, включая примерно 1000 вертолетов, собранных в Италии фирмой Agusta.
Тактико-технические характеристики
Тип
|
5-местный многоцелевой легкий вертолет
|
Силовая установка
|
Один газотурбинный двигатель Allison 250-C20 номинальной мощностью 400 л. с в варианте с пониженной до 317 л. с. взлетной мощностью
|
Максимальная скорость на оптимальной высоте
|
226 км/ч
|
Крейсерская скорость на оптимальной высоте
|
214 км/ч
|
Скороподъемность
|
415 м в минуту
|
Практический потолок
|
6100 м
|
Статический потолок с учетом влияния земли
|
3450 м
|
Статический потолок без учета влияния земли
|
1170 м
|
Максимальная дальность полета со стандартной заправкой топливом без навигационного запаса
|
673 км
|
Максимальная продолжительность полета со стандартной заправкой топливом без навигационного запаса
|
4 часа
|
Масса пустого
|
682 кг
|
Нормальная взлётная масса
|
1452 кг
|
Максимальная взлётная масса
|
1519 кг
|
Диаметр несущего винта
|
10,16 м
|
Длина с вращающимися винтами
|
11,98 м
|
Длина фюзеляжа
|
9,50 м
|
Высота
|
2,91 м
|
Площадь, ометаемая несущим винтом
|
81,07 м2
|