Adam A500 – шестиместный гражданский самолет бизнес-класса.
История создания
Adam Aircraft lndustries – это американская компания, основанная в 1998 году Джорджем Ф. Адамом младшим и Джоном С. Кнудсеном. Обосновавшись летом 2006 года в аэропорте Сентенниэл близ Энглвуда в Колорадо, компания продолжила работу над двумя концептуально близкими самолетами – с поршневым и турбовентиляторным двигателем.
Поршневая модель получила название Adam А500, и ее можно считать развитием самолета Model 309 СаrbоnАего. Эту модель создал Берт Ратен из фирмы Scaled Composites с целью продемонстрировать ценность композитных материалов для гражданского авиастроения.
Впервые облетанный в марте 2000 года, и ныне забытый, СаrbоnАего отличался двумя хвостовыми балками, отходящими назад от прямого крыла, и соединенных сверху единой горизонтальной плоскостью. Самолет был низкопланом. Сама шестиместная кабина располагалась в центральной гондоле.
Первый полет А500 состоялся 11 июля 2002 года и был объявлен как запуск в производство самолета СаrbonАеrо.
Конструкция
В конструкции самолета широко использовались композитные материалы, а взлет и посадка совершались на трехколесное шасси. После взлета переднее колесо убиралось в нос, а основные, задние колеса – в гики.
К особенностям А500 можно отнести широкое использование в конструкции самолета композитных материалов на основе графита, а также маленькие вертикальные плоскости на концах крыла, полностью автономную цифровую систему контроля над двигателем FADEC, трехлопастные винты Haгtzell, герметизацию пассажирской кабины длиной 4,14 м, шириной 1,37 м и высотой 1,31 м, вход в которую совершался через откидывавшуюся вниз дверь со ступеньками.
Кабина пилотов
Кабина пилотов оборудована приборами Avidyne Entegra с двойными мулыифункциональными дисплеями Garmin, всепогодным радаром и антиобледенительной системой. В нижней части центральной гондолы находилось багажное отделение.
Силовая установка
Силовая установка состояла из двух шестицилиндровых двигателей с воздушным охлаждением Continental TSI0-550 (тянущего и толкающего). Установленные тандемом, эти двигатели решали проблему асимметричности осевой нагрузки и уменьшали рыскание.
Чертеж общего вида Adam A500 в трёх проекциях
Продажи и эксплуатация
Ограниченный сертификат Федеральной Авиационной администрации А500 получил в 2005 году, а 7 ноября того же года поступил первый заказ от покупателя. Продав семь машин, Adam приостановил их продажу, чтобы усовершенствовать модель. Затем ситуация стала развиваться бурно и драматично. В январе 2008 Adam объявил о начале программы Создаем летающую продукцию, но уже в феврале все работы были приостановлены, а компания объявлена банкротом.
Тактико-технические характеристики
Тип
|
Лёгкий пассажирский самолёт
|
Вместимость
|
5 пассажиров
|
Двигательная установка
|
2 x Continental TSI0-550-E, мощностью 261 кВ каждый
|
Лётные характеристики
|
|
Максимальная крейсерская скорость
|
426 км/час на высоте 6705 м
|
Максимальная скороподъемность
|
417 м/мин
|
Сертифицированный потолок
|
7620 м
|
Дальность полета
|
2132 км (с максимальной заправкой топливом)
|
Массы
|
|
Масса пустого
|
2341 кг
|
Масса с максимальной загрузкой
|
3175 кг
|
Размеры
|
|
Размах крыла
|
13,41 м
|
Площадь крыла
|
15,79 м.кв
|
Длина
|
10,26 м
|
Высота
|
2,90 м
|